Меню
Голосования

Оцените наш сайт

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

postheadericon Всероссийский педагогический марафон учебных предметов -День дошкольного образования

_Уважаемые коллеги!

Завершилась первая из четырех недель XIV Всероссийского педагогического марафона учебных предметов.

Марафон проводит Издательский дом «Первое сентября» совместно с Департаментом образования города Москвы и Московским педагогическим государственным университетом. Стратегический партнер марафона – издательство «Просвещение».

Каждый день Марафона посвящён одной  дисциплине.

В первую неделю прошли следующие дни:

29 марта. День дошкольного образования

 

Репортаж

И.И. ЕРЕМЕНКОВА, Т.В. ВОЛКОВА
Мобильная полифункциональная развивающая среда в ДОУ

Вот чтобы так – и в аудиториях тесно, и в фойе у стендов и прилавков нескончаемый поток людей – такого на марафоне я не видела. Наши педагоги-дошкольники теперь активно учатся, а организаторы Дня поспособствовали: три линейки по шесть мероприятий в каждой – это да, но как одному человеку охватить всё? Увидеть и услышать удалось далеко не всё…

Итак, сегодня рулит ФГОС ДО! Эту аббревиатуру можно было видеть в большинстве тем лекций. Требования нового стандарта для дошкольного мира зовут к преобразованиям: надо освободиться от устаревших рутинных представлений о воспитании дошкольников, освоить новые компетенции, стать позитивными и счастливыми в профессии… Но произносить эти слова бессмысленно, нужны действия или хотя бы информация о действиях в нужном направлении.

Лекция «Организация мобильной полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» прошла на ура, потому что была насыщена конкретикой. Ирена Ефременкова, педагог-психолог, старший методист ГБОУ «Детский сад развивающего вида № 2280», старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А. В. Запорожца ГБНУ Московского института развития образования, начала разговор о возможностях моделирования детского пространства со слайдов: вот Дания, вот Австралия, вот Германия, вот Пекин… Это отчасти успокаивало: так то у них! Но когда лектор начала показывать реновации в наших детских садах, по аудитории прошло волнение.

– У нас все фундаментально, кое-что гвоздями приколочено. Но если исходить от ребенка, знать его, уважать и любить, можно создать уникальное пространство детского сада. Например, традиционно место для игры ничтожно по сравнению с местом, которое занимают кровати, столы, шкафы. Мы преобразовали «тяжелые» интерьеры, раскрыли пространство, и вскоре посещаемость выросла на 18 % – дети не скучены, они меньше болеют, – рассказывала Ирена Игоревна.

Итак, спальня – два уровня подиумов, из которых выдвигаются низкие кроватки на колесиках (2,5 кг). Вне тихого часа это свободная доступная детям трехуровневая комната с подушками и пробковым настилом на полу. Раздевалка: по периметру скамейки, выше открытые вешалки, над каждой два навесных квадратных шкафчика (для сменной и спортивной одежды). Каждый ребенок может сесть и спокойно одеваться; воспитатель в центре, он сидит на специальном табурете (на колесиках) и, подъезжая к ребенку, помогает ему обуться (для ноги ребенка предусмотрена подставка на табурете) и одеться. Группа в 35 человек экипируется очень быстро, места без традиционных шкафов стало много.

Теперь помещение группы: мебель только спокойных тонов, так как дидактические материалы всегда очень яркие; тумбочки, столики на колесиках – дети могут менять пространство под свои игры. Показали мебель без задней крышки, например, домик из пяти досок: внутри три пуфа, можно сесть; но это же сооружение может стать ширмой спонтанного кукольного представления. Вообще зонированию помещения отводится большая роль. Должно быть такое место, где ребенок и один, и под присмотром («нора»).

Постепенно слушателям становилось понятно, что это – «полифункциональное пространство», как это – «моделировать». Но тут два вопроса: кто ж нам позволит, у нас же СанПиНы, и что скажут родители.

Ирена Игоревна подробно объяснила, как работала с Роспотребнадзором и получила документ на соответствие изменений СанПиНам (показала такое заключение), а также подчеркнула, насколько важно проговаривать все планы с родителями:

– У родителей свои представления о том, как ребенку должно быть хорошо в детском саду, причем именно их ребенку. Мы не оспариваем, бесполезно; но о целях перемен говорим спокойно, кратко и доходчиво. Это очень важная работа.

В самом деле, стереотипы душат воспитателей и воспитание. Когда на слайдах появились детские площадки Германии, – изогнутые домики, вытянутые лесенки, какой-то непонятной формы горки, люди говорили: всё выпрямить! Это уродство! Но, согласно исследованиям, это здорово работает на воображение. На воображение работает всё, что вызывает интерес, и присутствие необычайного просто необходимо. А материала на эту тему у ведущей было предостаточно, и зал то затихал, то аплодировал.

– Всё, что я рассказываю, это не руководство к действию, а пример того, как можно реализовать педагогические идеи, те идеи, которые возникают, когда мы внимательны к детям и к нуждам их возраста. Горка, например, нужна не столько для лазания, сколько для того, чтобы ребенок мог увидеть, что происходит в группе, с некоторой высоты… важно, чтобы дети имели возможность выходить из группы: цветовая комната… песочная мастерская, сказочная, – рассказ сопровождался показом, и уходить из этого красивого мира совершенно не хотелось.

Лекцию «Инклюзивный детский сад в современных условиях развития системы образования» провела Ирина Аверина, психолог, учитель-дефектолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799». Вначале было много полезных ссылок на нормативные документы, главный из которых – закон «Об образовании в РФ»: любой родитель в любом детском саду может потребовать для ребенка с ОВЗ положенных услуг. Более того, в планах Правительства к 2020 году 70 % детей с ОВЗ должны получать образование в неспециализированных учреждениях. Готовы ли мы? Чаще нет. Тем интереснее было слушать Ирину Алексеевну.

Четырнадцатилетний опыт работы ее инклюзивного детского сада многому научил. Что можно, что нельзя, как получается, а как не очень, не хуже ли развиваются нормативные дети в окружении инвалидов?

Итак, кратко: среди 143 детсадовцев 42 инвалида: у 99% нарушение речи; у кого-то ЗПР, синдром Дауна, ДЦП, аутизм. Понятно, как трудно передать свой опыт жизни больным детям, но изолировать их нельзя. Был приведен пример разного поведения двух воспитателей по отношению к ребенку с ОВЗ. Одна, опасаясь за его безопасность, всюду таскала его за собой; другая сочла, что ребенок сам найдет себе место. Так вот второй так и просидел весь день в уголке, а первый к концу дня осмелел и встроился в детскую игру.

В то же время этим детям нужны специальные условия и, конечно, специалисты, и это предусмотрено нормативными документами. Но что никакими документами не создать, так это творческий подход педагогов к устройству жизни всех детей. Какое-то невероятно подвижное расписание, когда кто-то из особых идет со всеми есть, а другому пора на прогулку с группой, а эти вместе работают… Всё взвешено, продумано, обосновано. Тьюторы начеку, это называется «Программа включения каждого». Поразительные находки: вот карточки дел, вот мешочек для карточек про сделанные дела; вот индивидуальные (разноцветные) ленты-календари, вот сигналы для выражения нужд и просьб. Целая система альтернативной коммуникации! И как итог:

– Когда вместе – получается интереснее и лучше для всех.

Огромный зал собрала Елена Колесникова, отличник народного просвещения, педагог высшей квалификации, лектор МИОО, автор многочисленных дидактических пособий и парциальной программы «От звука к букве». Ее книги хорошо знакомы воспитателям, постоянно переиздаются, и одна как раз в эти дни празднует 20-летний юбилей. Лекция называлась «Организация речевого развития детей 2–7 лет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Парциальная программа Е.В.Колесниковой ‹От звука к букве›».

Парциальная – это частичная; понятно: учить детей школьным премудростям в саду теперь не комильфо. Но, видимо, эта услуга востребована, потому что люди активно выбирали и русский, и математику, и подготовку к школе. Но вернемся к речевому развитию. Пособия у Елены Колесниковой красочные, интересные, много заданий с открытым ответом. Например, даны рисунки: банан, морковка, утюг. Два персонажа поделили слова на слоги по-разному: по 2 слога в слове и по три. И оба – правильно, как так?

Не правда ли, тут есть о чем поговорить с детьми и во что потом поиграть. Была бы фантазия, вкус к экспромтам и интерес к речевому развитию детей – одного такого упражнения хватит на 15 минут счастливой и полезной болтовни… Впрочем, смотря как вы понимаете развитие речи.

Интерес вызвала и лекция Светланы Хапаевой (Фирма «1C») «Электронные образовательные ресурсы как основа организации развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО». Судя по вопросам участников, в садиках есть электронные доски, компьютеры и планшеты, и это должно работать. Материал был представлен очень интересный, проект совершенно новый, идет тестирование, разработчики заинтересованы в обратной связи с педагогами, и достаточно написать Светлане на obr@1c.ru, чтобы получить материалы для апробации.

Были на марафоне и представители Издательства «Скрипторий 2003», Издательства «Просвещение», Центра Развивающих игр «Филиппок» – но к ним я даже не заглянула, а называю – для узелка на память: материалы на сайтах этих организаций могут быть полезны.

Всё! Ну и денёк!

Людмила КОЖУРИНА

Будь в курсе событий

Будь в курсе событий

Архив
календарь
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031