Меню
Родительский блокнот
Голосования

Оцените наш сайт

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архив опросов

postheadericon Программа “Югорский трамплин”

imageqПрограмма дошкольного образования

ориентированная на ребёнка

«Югорский трамплин» под редакцией

Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой, Н.В. Мальцевой.

 

 

 

Философия программы «Югорский трамплин»

 

В основе философии программы «Югорский трамплин» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию – задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

  «В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».

Одна из главных целей программы:
способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

Программа основана:

На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
-индивидуализации образования для каждого ребенка; 
-ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности; 
-предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности; 
-на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»; 
-при активном участии семьи в реализации програмы.

Организация развивающей среды

Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:
-физическая и психологическая безопасность;
-возрастная ориентированность; 
-доступность;
-динамичность;
-разноуровневость.

Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы:

-Центр литературы
-Центр изобразительного творчества 
-Центр сюжетно-ролевой игры
-Центр науки и природы
-Центр настольных игр и математики 
-Центр строительства
-Центр песка и воды
-Центр кулинарии.

Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п.

Все центры интегративны по своей сути.
Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. 
Это очень важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.

В данном случае используется так называемый феномен Пиаже – «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».

То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

Индивидуализация в программе «Югорский трамплин»

Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.

Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.

Организация жизнедеятельности детей в программе 

Утренний сбор: планирование деятельности.

Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных проектов и планов; наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми.

Итоговый сбор: оценка результатов.

Занятия: Физкультурное/музыкальное.

Игры, работа с правилами, индивидуальная работа и коррекционно-развивающая работа, самостоятельные игры.

Прогулка.

Групповой сбор

  — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы

Утренний сбор

Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
Обмениваются новостями, задают вопросы. 
Определяют тему работы. 
Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается. 

Вечерний (Итоговый) сбор

Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.
На итоговый сбор дети приносят свои работы – рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье – все, что может быть принесено.
Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, – ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях – определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.

Кроме того, у разных детей разный стиль познания – кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность – рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.

Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).

В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.

Три принципа, на которых должна строиться работа в группе.
Свобода. 
Самостоятельность. 
Совместная деятельность. 
  Эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если объединены общим содержанием или общей задачей. 

Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести, к следующим эффектам:

-дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей; 
-работа на основе задач мотивирует к выполнению работы; 
-принятая задача стимулирует работать целенаправленно; 
-каждый ребенок знает, чего от него ожидают; 
-дети учатся формулировать собственные задания; 
-стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду; 
-приобретается умение планировать собственную учебную деятельность. 

Включение родителей в программу

  Программа  определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Организация программы, ориентированной на ребенка. Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».  

Технологический процесс программы  поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.  

Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:
-психологическую поддержку ребенку; 
-психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка); 
-приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования; 
-дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;

-дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы; 
-дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми); 
-дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения; 
-дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития; 
-дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома); 
-дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.

 

 

Архив
календарь
Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
«Растимдетей.рф»
http://dnifg.ru/