Меню
Родительский блокнот
Голосования

Оцените наш сайт

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архив опросов

postheadericon Работа педагога с книгой в детском саду по программе «Социокультурные Истоки»

  istoki  В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая  деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с  восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

         Ясно видно, что в данное  понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др.

       Обеспечить  усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

         Воспитатель формирует у детей  умение воспринимать литературное  произведение.

       Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной  литературы;   заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

       При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

         • выразительное чтение воспитателя;

         • беседа о прочитанном;

         • повторное чтение;

         • рассматривание иллюстраций;

         • объяснение незнакомых слов.

           В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.

       Воспитатель называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки – ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

     В среднем дошкольном возрасте углубляется  работа по воспитанию у детей способности  к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться  на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном.  Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ) , о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

 

·  В старшем дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес  к книгам, желание слушать их  чтение. Накопленный жизненный и  литературный опыт даёт ребёнку  возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

       В работе с детьми по данному разделу  программы вне занятий проявляются  два направления: первое, когда педагог  целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе — самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

       Таким образом, за период пребывания в детском  саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

         Пусть малыш не умеет еще  читать, но его учат рассматривать  книги не только со взрослым, но и самостоятельно. Дети уже  в младшем возрасте должны  усвоить: книги — наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже — корешок. 

Литературные  вечера досуга.

Рекомендации для взрослых:

Воспитателям:

 • ежедневно читать детям определенную программой литературу;

 • стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;

 • во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц;

 • организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома;

 • прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

 

Будь в курсе событий

Будь в курсе событий

Архив
календарь
Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
«Растимдетей.рф»