Меню

Волшебные правила безопасности

i

Можно ли обучить малыша правилам безопасности по сказкам? И почему сказки для маленьких с таким печальным окончанием? И вообще, занятно, что сказки для детей, более старшего возраста заканчиваются хорошо.
В них герои, побеждая все невзгоды и трудности судьбы, успешно выпутываются из неудач, и начинаю “жить-поживать”. А вот у младенцев, то лиса колобка съедает, то теремок в труху развалится, то от козлика рожки с ножками в лесу остаются. Неужели наши предки не могли придумать что-нибудь погуманнее?

Самые первые сказки, услышанные нашими детьми, действительно похожи на ужастики. Но, кажется, эти ужастики не для детей, а скорее для родителей. Кто должен тщательно следить за младенцем, кто целиком отвечает за его развитие, благополучие, личную безопасность, пока он сам беспомощен?

Таким папам и мамам объясняется, что произойдет, если:
– если малыш приляжет на краю;
– если оставить его без присмотра (или оставить малыша под присмотром не слишком надежных людей)
– если по вашей вине ребенок “хвостиком зацепит”, то, что задевать не нужно;
-если позволить ребенку “остывать на окошке”;
– если ребенок сбежит осваивать неизведанные просторы (то есть чужое для него) место.

Сказки служат предостережением родителям и предупреждают о том, какие последствия могут наступить. Причем, в той форме, в которой легко и просто воспринимает подсознание. Своеобразная памятка – обучение правилам безопасности. Сказки – короткие, образные и ёмкие. Вот возьмите любую сказку – в ней вы найдете множество полезных советов о том, как уцелеть и не оказаться “съеденным”.

Потренируемся?

К примеру, о том, что небезопасно оставлять малыша без присмотра, говорилось в сказках: “Гуси-лебеди”, “Колобок”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Кот, петух и лиса”. А вот, в какой сказке показано, что происходит, если маленький герой убежит в неизведанные места? И какие предостережения и советы даются в этих сказках?

Посмотрите на приключения сказочных персонажей с другой стороны. Стоит обратить внимание, насколько часто в сказке повторяется один и тот же мотив. И отчего так? А может потому, что множество раз повторенное хорошо “укладывается” в голову? И помимо морали мы способны что-то узнать новенькое и о себе? Возвращение к простым и важным истинам?

Придет серенький волчок и…

У маленького ребенка воображение еще дремлет, поэтому младенец не станет пока слишком волноваться за обманутого колобка, он ведь еще не понимает, что “быть съеденным” и “погибнуть”, по сути, одно и то же. И не испугает малыша, что “рожки и ножки” остались, а сам козлик пропал. У малышей нет предмета, если он пропадает из поля зрения. И малышу абсолютно безразлично, что вы там ему сказали, ему приятна ритмика речи, голос и интонация.

Так ведь и интонации у вас абсолютно разные. А ведь голос настораживает! И малыш сначала смутно, а потом яснее и четче понимает, что-то не так. Ребенок начинает вслушиваться, какие-то символы-ключи откладываются в памяти, и потихонечку начинают запоминаться очень нужные предостережения и правила безопасности. Еще до момента, когда придет пора испугаться.

Причем информация для ребенка подается в доступном виде – в нужных формах, символах и образах. Информация о элементарных правилах безопасности действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что сам человек смог прочно усвоить в раннем детстве, останется с ним на всю жизнь. В знаменитых народных сказках существуют определенные четкие инструкции, что следует делать, а чего нет, пока ты еще ребенок. И ребенок впитывает это с молоком мамы.

Кому не пели колыбельную: “Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…?” Слушая эту колыбельную, малыш начинает осваивать важное понятие – край.

Личная безопасность начинается с края

“Край” – черта, граница и предел, за которым есть нечто неизведанное и поэтому, вероятно, опасное. Вот там, за “краем”, находится уже чужая и неизведанная земля, на которую нежелательно вторгаться. Вот там за краем и есть “серенький волчок” (символ коварства и неизвестности).

Это взрослые могут пойти “за краешек” и с ними ничего не произойдет, а вот младенцы, должны быть в “серединке”, месте охраняемом и освоенном. Коляска, пеленальный столик, руки родителей – вот спасительные и безопасные места для малыша. В доступной форме ребенку поясняется, что край – это та граница, та неизвестная территория, где все незнакомо. Отчего ходить туда самому не стоит. И отчего могут быть опасности. И как избежать этой опасности.

Поэтические формы способствуют прочувствовать и усвоить такие значения, как: “край”, “свое, надёжное” – “чужое, опасное”. И, конечно же, со временем, “свои” территории начинают расширяться. Сначала – до размеров комнаты, а затем – до размера квартиры, “своего” двора.
Однако, приближаясь к границе “своего”, то есть покоренного пространства (к тому самому краю), ребенок настораживается: он уже усвоил, что новое (чужое) непременно должно быть проверено на присутствие “серых волчков”. Своеобразные правила личной безопасности в действии.

Что произойдет, если зайти за край? Да, еще и без спросу? Про результаты малыш уже знает из песенки про серенького козлика, к примеру, которому вздумалось “в лес погуляти” (“что с ним произошло? “остались от козлика рожки да ножки”). Такие вот волшебные ” правила безопасности «перетекают» от напевок к присказкам и от присказок к сказкам и начинают расти вместе с детьми.

Сами малыши очень похожи на колобков: та же наивность, доверчивость и самонадеянность. И, если их поступок (удрать от мамы, пойти с дядей чужим в какое-то там интересное место) прошел без последствий, можно ожидать следующего. Насторожить малыша, вызвать здоровую недоверчивость к чужим и сладким словам – вот чему мы должны научить ребенка благодаря “Колобку”.

Колыбельные для малышей, сказки и песенки – своеобразные учебники, в которых записаны основные понятия для безопасности малышей.

Чтобы от сказок была польза: комментируйте то, о чем рассказываете. Просто и безыскусно:

“ай-ай-ай!” – вот ваше отношение к поступку колобка. Задавайте малышу вопросы: “Почему убежал колобок”, “А можно ли одному убегать в лес”, “С кем встретился колобок?”

Для детей постарше: обратите внимание ребенка, что встречались и хорошие зверюшки колобку, но он доверился симпатичной лисе.
-как следует сделать, чтобы не было печального финала?
-если малыш, еще не умеет говорить, следует все равно задавать вопросы и, сделав паузу, самостоятельно отвечать на них.
-говорить следует кратко и ясно, как в самой сказке. И нельзя ругать персонажей.
– выразите главную мысль, которую вы хотите донести до малыша. Сделайте вместе вывод.

Разумеется, что сделаете вы это не всё и не сразу. Дети ведь просят повторять одни и те же сказки по сто раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку рассказываем много раз: когда “поакайте”, а когда и спросите, когда выводы сделайте, а когда и головой качните. И до малыша дойдет суть, он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать “волшебные” советы по спасению.

И пусть сказка, остаётся только сказкой. Как именно, должен поступить ребенок – будете учить позже, когда он подрастет. А сейчас ваша задача, заложить фундамент безопасности.

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив