Меню

День с точки зрения ребенка

i         Дневной цикл деятельности ребенка «План – дело – оценка» (содержание деятельности детей в привязке к возрастам)

Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.

5- 7 лет

Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком.

Участвует в групповых делах – дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.

4-5 лет

Во время утреннего сбора ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником), как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.

2-4 года.

Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми

После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана – «Дело», т.е. работа в центре.

Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца – дело длительное). В этом случае ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия – всегда найдутся те, кому эта работа интересна.

«Оценка». Итоговый сбор служит оцениванию полученных результатов самим ребенком.

«Я сегодня работал в центре математики. Я выбрал карточки с задачами. Три задачи я сам решил, а одну мне помогла решить мама Ксюши. Завтра я опять пойду в центр математики».

Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились… Этой работе может помочь Информационный листок, в котором были записаны личные планы детей.

ПРИМЕЧАНИЕ

В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности – есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.

Если есть – все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.

Например, ребенок выбирает все время центр строительства, строит гаражи для машин. Воспитатель вносит новые задания в этот центр – пересчитать, сколько всего машин в гараже, написать номера для всех машин и номера их мест в гараже и т.п.

Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Дневной план деятельности воспитателя «Планирую – наблюдаю – анализирую»

Работа воспитателя, конечно, не ограничивается 1,5 часовым образовательным циклом. 1-1,5 часа – это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать и до и после работы в центрах.

 «ПЛАНИРОВАНИЕ»

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми на утреннем сборе, воспитатель, вместе с другими членами команды, продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день. Например, вчера в центре искусства были предложены для изображения человека в полный рост куски обоев. Дети сумели нарисовать (обвели друг друга) контур тела. Сегодня воспитатели решили добавить еще куски обоев, на тот случай, если кто-нибудь решит сделать свой портрет, и моточки разноцветной шерсти, степплеры, для того, чтобы дети могли изготовить волосы. Завтра в центре появятся разноцветные пуговицы, годные для изготовления глаз. Еще позже будут добавлены лоскуты ткани, фантики, кусочки меха для изготовления одежды и т.п.

Итак, члены команды (воспитатель, педагог):

-Формулируют цели и задачи развития детей, записывая их на оборотной стороне «Паутинки».

-Дополняют идеи детей целесообразными для развития умений и интересными видами деятельности.

-Продумывают, какие материалы и задания нужно подготовить.

-Оценивают внутренние ресурсы детского сада.

-Определяют, какая помощь нужна от родителей.

-Готовят материалы на завтра.

Договариваются о распределении обязанностей между взрослыми на завтрашний день – кто, в каком центре будет работать с детьми, кто будет вести утренний сбор, кто будет наблюдать, кто будет вести записи при планировании и опросе детей.

Не беда, если в группе вас только двое – воспитатель и помощник воспитателя. При правильно подготовленных материалах, хорошо проведенном планировании на утреннем сборе дети будут готовы к самостоятельной работе. Воспитатель в этом случае либо берет на себя один из важных, с точки зрения решаемых задач, центров, либо переходит от центра к центру, включаясь и оказывая помощь там, где это необходимо. Если раньше помощник воспитателя оказывал помощь тем, что занимал подгруппу детей где-нибудь в спальне или приемной, то сейчас он будет помогать в одном из центров. Если в детском саду есть медицинская сестра -она тоже могут стать участникам центров активности. Например, в теме «Здоровье» медицинская сестра может поработать с детьми в центре науки (рассмотреть вместе с детьми энциклопедию «Мое тело», рассказать о самых важных органах, помочь послушать дыхание и биение сердца через фонендоскоп, помочь детям измерить рост и вес), в центре книги (принять участие в изготовлении детских книг «Самая полезная еда», «Чтобы быть здоровым») или в центре движения (научить способам самомассажа, полезным движениям для укрепления мышц). В теме «Театр» музыкальный руководитель окажет несомненную помощь в центре книги (выбор и чтение произведений для разыгрывания, разучивание ролевых диалогов, работа с текстом песен и стихов для праздника, помощь в изготовлении книги «Праздники в нашем доме»), в центре музыки (обучение навыкам музицирования, знакомство с инструментами) или в центре искусства (изготовление вместе с детьми элементов декораций, костюмов для праздников и инсценировок). День спланирован и подготовлен.

Материалы в центры можно положить утром, непосредственно перед приходом детей в группу или после завтрака. К раскладыванию рабочих материалов можно привлечь желающих детей, тогда на утреннем сборе они сами смогут представить материалы во время презентации.

Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:

а) работать в одном из центров;

б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;

в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;

г) наблюдать за конкретным ребенком.

Если в группе присутствуют родители, они обязательно работают с детьми в каком-либо центре (по их собственному выбору, по совету, просьбе воспитателя). Здесь нет конкретных рекомендаций, но чаще всего родители работают в центре литературы (читают, рассказывают, записывают рассказы детей), в центре кулинарии (готовят вместе с детьми), в центре строительства.

В данном случае от родителей не требуются методические умения и вообще педагогические знания. Они приносят огромную помощь уже тем, что присутствуют в группе (распределение внимания взрослых), тем, что имеют социальный опыт не похожий на воспитательский (другой стиль, другая речь, другие способы обучения и поддержки), тем, что работают с детьми, наблюдают своих и чужих детей в деятельности, проникаются радостями и трудностями труда воспитателя.

Момент окончания работы в центрах определяется, с одной стороны, требованиями к предельной учебной нагрузке, с другой стороны, заинтересованностью детей работой, рабочим состоянием большей части детей в группе. Воспитатель предупреждает детей об окончании работы 1-2 раза, спокойно объявляя о необходимости завершать начатое дело. О полном окончании работы в центрах детей оповещает звук (колокольчик, мелодия) к итоговому сбору.

 «НАБЛЮДЕНИЕ»

Воспитатель ведет эту работу постоянно, непрерывно в течение всего времени нахождения ребенка в группе (прямое наблюдение), на основе анализа продуктов детской деятельности (косвенное наблюдение), на основе сотрудничества с членами семьи (согласование видения особенностей и перспектив развития ребенка).

Во время прямого наблюдения за ребенком воспитатель (заведующая, родители, специалисты) ведет записи, фиксирующие факты: «Выбрал самое сложное задание, увлеченно начал работу, нашел цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Интерес пропал. Отвлекся на работу Маши. Свою работу не закончил». Важно, чтобы такие записи не содержали оценочных суждений вроде «Невнимательный, неусидчивый».

Для удобства обработки записей целесообразно делать их на отдельных листочках – «листы для записей», «бумага для записей с клеевым слоем».

Лиза. 12.09 утром сама полила цветы, кормила хомяка

3.10 выбрала центр искусства. Рисует красками дом, людей

24.10 начала игру с малышами, учила с Аней буквы, цифры

30.10 отобрала конфету у Иры, сказала, что нельзя есть сладкое до завтрака            12.11 предложила тему «Моя семья»

Сделанные на отдельных листах записи, воспитатель вклеивает в личные журналы ребенка или на специально подготовленный стенд «Наши дети». Записи могут делать родители дома, специалисты во время индивидуальной работы с ребенком. Все полученные записи будут помещены в журнал или на стенд.

Задача сотрудников накапливать факты, с тем, чтобы потом, на основе фактов, сделать выводы об особенностях и перспективах развития ребенка, обсуждая их вместе с родителями, специалистами.

По итогам педагогического наблюдения, по меньшей мере два раза в год, сотрудники ДОУ делают вывод о динамике продвижения ребенка по основным направлениям: речь, движение, социально-эмоциональное развитие, навыки, игра, знания.

Результаты наблюдения учитываются при планировании целей и задач развития. В этом случае задачи (общие для группы и индивидуальные для работы с конкретным ребенком) записываются на оборотной стороне «Паутинки».

Вернемся к роли наблюдений в информировании родителей о проявлениях, продвижении ребенка, особенностях развития, в удовлетворении потребности родителей в «индивидуальном подходе» к их ребенку.

Обязательно! Найдите место в вашей приемной и разместите там лист ватмана с таблицей «Наши дети»

Имя     Движение      Речь    Социальные навыки            Умения

Аня

Борис

Вика

Вы можете вклеивать листочки с наблюдениями не в закрытые от глаз родителей журналы, а на этот стенд. Чем чаще будут появляться ваши записи, тем нагляднее для родителей то, что вы видите их ребенка.

 «АНАЛИЗ»

В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала:

преимущественное эмоциональное состояние ребенка;

инициативность;

умение сформулировать свою идею и отстоять ее;

умение планировать собственную деятельность;

умение распределять обязанности в команде, подчиняться или вести за собой;

предпочитаемые способы познания;

умение доводить начатое дело до конца, переключаемость;

творческие навыки;

умение использовать в деятельности полученные знания;

избирательность к видам деятельности;

характер взаимоотношений с другими детьми;

уровень самостоятельности в разных видах деятельности;

характер взаимоотношений с родителями.

Основой для анализа, конечно, служат результаты наблюдения. Но немало информации для анализа можно получить из «Паутинки»: так как мы записываем «авторов» идей, то через некоторое время мы имеем наглядное представление о том, кто из детей более инициативен; кто предлагает идею, но сам никогда не включается в предложенную деятельность; кто чаще инициирует практические способы деятельности (нарисовать, посчитать, вылепить), а кто предпочитает словесные способы познания (прочитать, спросить, рассказать), кого привлекают интеллектуальные формы работы (найти в энциклопедии, сделать опыт), кто видит себя в творческих видах деятельности (сделать спектакль, украсить комнату).

Анализ информационных листов дает представление об избирательности и предпочтениях детей: несколько дней подряд видим запись «Рисовать цветы. Наташа», «Рисовать принцессу. Наташа», «Разукрашивать картинки. Наташа» -пора посмотреть, как соотносятся личные интересы с продвижением в учебных навыках, – есть ли динамика в качестве рисунков, в использовании материалов, техник рисования. Или же записи такого порядка: «Ксюша партнер Наташи», «Ксюша партнер Димы», «Ксюша партнер Оли» – возможно, говорит о том, что у Ксении нет своих идей, но также возможно, что Ксюша хороший друг, умеет найти общие дела с разными детьми (однозначно вывод сделать нельзя, нужна дополнительная информация из других источников).

Анализ продуктов детской деятельности, оценивание детьми своей работы во время итогового сбора дает информацию об умении ребенком строить свою работу в соответствии с выбранной целью, умении довести дело до конца, умении использовать полученные знания, умении самостоятельно решать проблемы и характер поиска этих решений, удовлетворенности ребенка своими результатами, умении согласовывать свои действия с действиями других детей.

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив