Меню

Игры с ребенком для формирования фонематического восприятия

zИгры с ребенком для формирования фонематического восприятия

во время длительного вынужденного ожидания

“ОЖИДАЕМ И ИГРАЕМ”

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Игра радует ребёнка, доставляет ему удовольствие. В игре дети по своей воле, подражая взрослым, берут на себя их роли. Иногда по-своему, творчески развивают сюжет, по-своему используют игровой материал, игрушки. Содержательные творческие игры возникают на основе развития наблюдательности, памяти, мышления, воспитания чувств, интересов, развития воображения.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие фонематической стороны речи. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку не только овладеть полноценной звучащей речью, но и приобрести достаточно устойчивые навыки общения с помощью родного языка.

Чудеса начинаются!

Игра «Услышишь — хлопни».Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.


Игра «Отгадайка!» Нужно отгадать задуманное слово, задавая вопросы, на которые сможет ответить только «да» или «нет».

— Это большое? — Да.

— Это деревянное? Нет.
Игра «Кто больше?» Ребёнок и взрослый подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Игра «Сложи звуки» Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.
Игра «Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок должен произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —…(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—… (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — Ап

АП — ПА

ПО — …(ОП)

ОП—…(ПО)

ПУ — … (УП)

ЫП — … (ПЫ)

ПЭ— …(ЭП)

УП—…(ПУ)

ПЫ — … (ЫП)

ЭП — … (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ

ПЯ — ПА

ПУ — … (ПЮ)

ПИ — … (ПЫ)

ПЭ—…(ПЕ)

ПЮ—…(ПУ)

ПО—…(ПЁ)

ПВ— …(ПО)

ПЫ — … (ПИ)

ПЕ — … (ПЭ)

Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?») Взрослый произносит слова, а ребёнок определяет место заданного звука в каждом из них.
Игра « Телеграф» «Передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
Игра «Делим слова на слоги» Произнесение слов с отхлопыванием (ладошками) ритмической структуры слова.
Игра «Построим дома» Одноэтажный дом – КОТ, СЫР

Двухэтажный – ЛИСА, ЗИМА

Трехэтажный – КОРОВА, САМОЛЕТ
Игра «Дополни слово» Взрослый называет слово не полностью, а ребенок должен дополнить слово подходящим слогом. Например: ябло…, земляни…, смороди…, маши…, куби… и т.д.
Игра «Придумай слова» Ребенку предлагается придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
Игра «Назвать самое длинное (короткое) слово» Ребенку предлагается несколько слов (2-3). Предварительно ребенок должен посчитать количество слогов в каждом слове, а затем сравнить и из них выбрать самое длинное слово, самое короткое слово.
Игра «Цепочка слов» Ребенок придумывает слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова. Например: тигр – рыба – ананас – свекла – арбуз – замок – кукла и т.д.
Игра «Придумать куклам имена» Ребенок должен придумать своим куклам имена, состоящие из 2-х и 3-х слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов.
Игра «Перепутаница» Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и прочие.
Игра «Угадай букву» Одна замечательная игра, для которой понадобятся только руки, это рисуем на ладошке, но без помощи ручки. Напишите на руке ребёнка любую букву. Пусть он попробует угадать, что это за буква. Еще смешнее будет рисовать на спинке или животике. Нахохочетесь в волю!
Игра «Нужное слово» По заданию взрослого ребёнок произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Игра «Зоркий глаз» Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Игра «Начало, середина, конец» Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ход игры:

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Игра «Весёлый попугайчик» Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые – ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно – быстро) — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда — па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — папа-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

Желаю успехов!

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив