Меню

Методическое пособие-Лэпбук

 Автор : Усольцева О.П

DSC01173Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Воспитатели старшей группы  Усольцева О.П и Банщикова Е. В разработали и использовали  новое средство обучения – Лэпбук.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, – это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это наглядно- практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнит определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).            5KrpveS0y88                                                                                                Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среду, частью которой и являются лэпбуки . Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук :

-информативен;

– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме,  и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая,ьчто у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения    показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
  1. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
  1. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
  1. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно  обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и  читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  1. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности

взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели

Результаты использования лэпбука:

-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;

-проявление интереса со стороны родителей.

Дидактическое пособие лэпбук «Осень»  3-х страниц, представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме,  имеет 17 заданий.

Цель: формирование представлений или систематизация знаний  о  времени года «Осень»

1 «Стихи об осени»

2 «Загадки»

3 «Пословицы и поговорки об осени»

4 «Одень куклу по сезону»

5 «Составь рассказ по картинке»

6 «С какого дерева листок»

7 «Составь картинку»

8 «Фрукты»

9 «Овощи»

10 «Ягоды»

11 «Перелётные птицы»

12 «Краски осени»

13 «Состояние дерева»

14 «Грибы»

15 «Осенние месяцы»

  1. «Погодные условия»
  2. «Приметы осени»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную бумагой. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме, имеет 17 заданий.

Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

1.«Собери машинку»

2.«Составь рассказ по картинке»

3.«Назови дорожный знак»

4.«Виды транспорта»

5.«Рассмотри и объясни опасную ситуацию»

6.«Стихи о ПДД»

7.«Пазлы»

8.«Загадки о ПДД»

9.«Где твоё место в машине»

10.«Выложи светофор»

11.«Кто правильно пристёгнут»

12.«Лабиринт «Дойди до школы»

13.«Знаки сервиса»

14.«Машины специального назначения»

15.«Раскрась знак»

16.«Лента времени»

17.«Физминутки по ПДД»

 Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД,  знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД,  знают правила дорожного движения.  Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив