Меню

Потешки для малышей

Бердникова Е.А.

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик.  Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, обогащает словарный запас. Большое значение имеют потешки, для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально, выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения.  Она помогает установить первоначальный контакт в период адаптации ребенка к детскому саду. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении, ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

С целью знакомства с ребенком использовались различные потешки.

Например:

***

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий

***

Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть.

Будем вместе мастерить. Веселиться и дружить.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка способна погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».

Например:

Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать.

В работе с детьми так же использовались различные игрушки. Например , в гости к малышам приходил зайка и звал их поиграть.

Зайка серенький сидит.И ушами шевелит.

Вот так, вот так.И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так. Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так. Надо зайке поскакать.

Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал.

С помощью потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию,  причесыванию,  одеванию.

 «Закатаем рукава, Открываем кран – вода.

Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки, На свои ладошки.

Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!»

Удачно подобранная потешка помогала нам  и во время кормления. Даже дети, которые обычно отказываются от еды, начинали  кушать  с удовольствием.

Каша вкусная сварилась, Кашу кушать мы садились.

Очень каша хороша, Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой, Ели понемножку.

Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь, развивают мелкую моторику рук.

Сорока-белобока, Где была? – Далеко!
Печку топила, Кашку варила.
На порог скакала, Гостей покликала:
Гости прилетели
Всю кашу съели!

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив