Меню

ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИК И … ЭКОНОМИКА». ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИК И … ЭКОНОМИКА»

(А.Д. Шатова)

Автор программы А.Д. Шатова — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики МИПКРО.

Цель авторской программы — приобщение дошкольника к экономической действительности как условие становления цен­ностных ориентации и установок.

Зачем дошкольнику экономика? На этот вопрос автор програм­мы отвечает так: «Чтобы:

— научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

— уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно за­рабатывать деньги;

— осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;

— сделать авторитетными качества человека-хозяина, утра-I*. 1 ними сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, тру­долюбие, но вместе с тем щедрость, благородство, честность, сочувствие, жалость (примеры меценатства, материальной взаи­мопомощи, поддержки и т.п.);

— приобретать с детства способы и формы разумного поведе­ния; умение вести себя правильно в реальных жизненных ситу­ациях. Развивать разумные потребности».

Содержание предлагаемой программы может быть реализова­но двумя путями. Первый — через включение данного содержа­ния в разные виды детской деятельности; второй — локальный (парциальная программа, дополняющая содержание любой дру­гой программы, однако требующая определенного времени и места н педагогическом процессе детского сада). И тот, и другой путь может быть продуктивным.

Программа построена на принципе комплексного подхода к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, и рассчита­на на работу с детьми старшего дошкольного возраста — пяти-щести лет.

Структура программы

В программе дана пояснительная записка, в которой обоснована актуальность программы. Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде минипрограммы. Содержание программы

Содержание четырех разделов включает краткие сведения по каждой теме; основные понятия, которые могут усвоить дети, и педагогические задачи.

В программе также представлены пожелания автора, общие советы к работе по всем разделам и советы по отдельным разде­лам.

В конце программы дан указатель учебной и методической литературы по экономическому воспитанию детей и взрослых. Включены учебные пособия, программы, книги и статьи из пе­риодических изданий и сборников, отражающих современные тенденции в экономическом воспитании и образовании, опыт работы дошкольных и школьных учреждений.

В первом блоке — «Труд-продукт» — дети узнают, что труд является основной деятельностью человека, источником его су­ществования.

Наряду с традиционными профессиями (врач, строитель, пе­дагог и др.), автор предлагает познакомить детей с новыми со­временными профессиями: бизнесмен, банкир, мененджер, рек­ламодатель, рекламный агент, посредник и т.д:

В процессе знакомства детей с разными профессиями желатель­но акцентрировать внимание детей на продукты труда, результа­тах работы, их ценности для людей.

Во втором блоке программы — «Деньги, цена (стоимость)» — автор рекомендует закрепить знания о современных деньгах, от­куда они берутся, знакомят детей с понятием «бюджет», «Сбер­банк», «проценты» и т.д.

В третьем блоке программы рекомендуется познакомить детей с особенностями нового социального явления — рекламы.

Последний блок называется «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика». Автор рекомендует учить ребенка бе­режно относиться ко всему, что его окружает: игрушки, вода, свет, вещи и т.д.

 

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив