Муниципальная “опорная площадка” по реализации проекта “Внедрение основ финансовой грамотности”
«Финансовая грамотность становится
навыком, необходимым для каждого человека
в двадцать первом веке. Поэтому разработка
и внедрение стратегий финансового образования
населения является важным направлением
государственной политики во многих
странах «Группы двадцати», включая Россию»
Антон Германович Силуанов,
министр финансов Российской Федерации
Муниципальная “опорная площадка” по реализации проекта
по внедрению основ финансовой грамотности
НРМДОБУ «Центр развития ребенка -детский сад «Улыбка» – «опорная площадка» по реализации проекта «Внедрение основ финансовой грамотности».
Муниципальный координатор проекта: Кривуля Анна Николаевна, заместители директора департамента.
Руководитель проекта: Усольцева Оксана Александровна, заведующий ДОУ.
Участники проекта: педагоги, старшие – подготовительные группы детского сада.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям.
При включении Программы по финансовой грамотности в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, то есть закладываются индивидуальное особенности восприятия финансового мира.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
Актуальность Программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Таким образом, формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Нормативные документы
Распоряжение Правительства ХМАО – Югры от 07.09.2018 N 449-рп “О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”
Приложение 25 «Региональная программа «Повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2022 – 2030 годы» к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2021 года № 634-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования».
Методические материалы для педагогов
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности (Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет)
Программа обучения финансовой грамотности в образовательных организациях (Проект банка России)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
АКЦИИ:
«Мир профессий глазами дошкольника»
«Нужное из ненужного, или вторая жизнь ненужным вещам»
«Повышаем финансовую грамотность»
«В кошельке не будет пусто и ресурсов будет густо»
Экономим воду – получаем доход!
«Реклама –двигатель прогресса!»
Квест -игра «Магазин «Супермаркет» по обучению детей финансовой грамотности!
«Неделя финансовой грамотности: «Дары осени. Осенняя ярмарка»
Театрализованная постановка «Муха –Цокотуха на новый лад»
КОНКУРСЫ:
Фестиваль «Самая экономная семья»
Итоги семейного творческого конкурса «Финансовые истории моей семьи»
Кулинарный онлайн-конкурс: как по-новому познакомить детей с финансовой грамотностью
Викторина для дошкольников “Знакомимся с финансами”
Исследовательские работы детей «Почему взрослые работают?»
Конкурс рисунков «Финансы глазами детей»
Викторина по формированию основ финансовой грамотности
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
Кулинарный онлайн-конкурс: как по-новому познакомить детей с финансовой грамотностью
Фестиваль педагогических идей «Финансовая грамотность – залог успеха»
Конкурс среди педагогов СМВ по разработке викторины для дошкольников «ЗНАКОМИМСЯ С ФИНАНСАМИ»
Викторина для дошкольников “Знакомимся с финансами”
ОПЫТ ПЕДАГОГОВ, КОНСУЛЬТАЦИИ:
Межрегиональная конференция “Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста”
Итоги форума “Педагоги в диалоге” по финансовой грамотности
«Учимся финансовой грамотности на ошибках литературных героев»
Финансовая грамотность через игру
Интеллект – карты по финансовой грамотности
“Прекрасных профессий в мире не счесть…”
Формирование финансовой грамотности дошкольников в процессе организации сюжетно-ролевых игр
«Где покупают и продают разные товары?»
Викторина по формированию основ финансовой грамотности