«Ах, эти формы»
«Изучайте фольклор, учитесь на нем.
Без знания прошлого нет будущего»
А.М.Горький.
Все мы в детстве любили отгадывать загадки, мамы нам рассказывали сказки, пели колыбельные песни, все мы знаем русские пословицы и поговорки. Все это — малые формы фольклора. Исследователи также относят к ним пестушки, частушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Все произведения малой фольклорной формы народного творчества оказывают огромное влияние на развитие у детей речи, внимания, мышления, памяти, нравственности, двигательной активности, воображения и обогащает их словарный запас, расширяют кругозор. А так же способствует развитию умения ясно формировать свои мысли.
Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Развивают воображение и творческую активность, формируют первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
В средней «Б» группе под руководством воспитателя Копейкиной М.Н., реализуется проект «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора» познавательно-речевой направленности. В октябре было проведено 5 занятий.
На вводном занятии «Введение. Малые фольклорные формы» дети познакомились с термином «фольклор», затем разработали интеллект – карту «Малые фольклорные формы». Дети легко ориентируются по карте и с удовольствием рассказывают о малых фольклорных формах.
На занятии «Восенушка – осень» дети познакомились с некоторыми народными приметами об осени, с характерными приметами осени, с некоторыми пословицами.
«Во саду ли, в огороде», на этом занятии дети учились отличать народную сказку от других жанров народного искусства, познакомились со сказкой «Мужик и медведь»
На занятии «Волшебные сказки» дети познакомились с предметом старины – лапти. В первой части занятия сюрпризным моментом было появление лаптей. Для того, что бы узнать, чьи лапти воспитатель Копейкина М.Н. предложила детям примерить их. Дети выяснили, что это обувь большого размера и такую обувь не носят, а носят кроссовки, туфли, ботинки, сапоги и т.д. Прошла познавательная беседа «Из чего лапти плели». Послушали сказку «Волшебные лапоточки», познакомились и с русской народной игрой «Башмачник» и поиграли.
Сочинили новую сказку «Теремок» на занятии «Сочинительство сказки на новый лад».
А для родителей оформлен стенд «Учим вместе с мамой», здесь можно познакомиться с осенними закличками, потешками, поговорками, колыбельными песнями, прибаутками, считалками и заучить их с ребенком дома.
Успехи ребенка в речевом и познавательном развитии зависят от нас, уважаемые взрослые.