“День с Потешками”
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек. Потешки – это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т. д. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас. Потешки позволяют развлечь детей или отвлечь их, если им не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга детей, мелкую моторику (знаменитые “Ладушки” и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но детям они доставляют радость. Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствие чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое.И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации: Но главное, что дает потешка – это налаживание контакта между взрослым и ребенком. Нашим деткам, группы раннего возраста, очень нравится потешки, они дарят радость общения и приносят ощутимую пользу.
Работая с детьми раннего возраста более, пришла к выводу, что организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей , могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные. Они создавались русским народом многие века и вобрали в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Применяю это на практике в своей работе. Малые фольклорные жанры, помогают мне и помогают моим воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в исконно народную русскую речь, отражающую ее традиции и мировоззрение ее создателей.
Порой непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, а ребенку – войти в новый, непривычный для него, а потому таящий угрозу мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если умело использовать потешки для новичков.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть, а после сна «вернуться» в реальный мир как можно спокойнее? И здесь на помощь приходит потешка.
Бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Но вот, наконец, дети встали. Впереди – умывание и кормление. Дети разные по характеру и темпераменту и не все дети хотят это делать. Но приучаться надо.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Но вот и пришло время гулять! Но сначала надо одеться. Пора учиться делать это самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешками легче и веселее.
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Фольклор незаменим при организации игр. Поэтому часто использую игровые потешки и в эти моменты.
«Водят мыши хоровод…», «Сорока-белобока…», «Идет коза рогатая…» и др.
Роль фольклора в работе воспитателя с детьми раннего возраста незаменима и является необходимой и очень важной частью его работы. Неиссякаемая народная мудрость и в наши дни служит большим подспорьем в воспитании нового поколения.