Инклюзивное воспитание. Понимаем. Принимаем. Помогаем.
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 31 июля 2020 года № 373
Организация инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. | |
Реабилитация и социальная интеграция инвалидов | Посмотреть |
Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре». | Скачать |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 430-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» | Скачать |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы». | Скачать |
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы». | Скачать |
Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». | Скачать |
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры» | Скачать |
Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» | Скачать |
Методические рекомендации по созданию в рамках программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» | Скачать |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами | |
Положение о психолого — педагогическом консилиуме в Нефтеюганском районном муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка» | скачать |
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану | скачать |
Положение об организации логопедической помощи в Нефтеюганском районном муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка» | скачать |
Положение об организации инклюзивного образования в Нефтеюганском районном муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка» | скачать |
Положение об организации деятельности по адаптированным образовательным программам в Нефтеюганском районном муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад «Улыбка» | скачать |
Адаптированная образовательная программа для ребенка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
Положение об оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации | скачать |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для обучающихся, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. | |
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средства обучения и воспитания для обучающихся, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. | |
— Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
— Наличие специальных технических средств обучение коллективного и индивидуального пользования в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Расписание консультаций специалистов НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»
Педагог – психолог Тимербаева Фиалида Сабирчановна | Понедельник 8.00 – 14.00 час
Вторник 8.00 – 12.00 час Среда 15.00- 14.30 час; Четверг 13.30 – 14.30 час; Пятница 13.00- 15.30 час.
|
Учитель – логопед первой квалификационной категории Табатадзе Татьяна Александровна | Понедельник 8.00-12.00 час
Вторник 8.00 – 12.00 час Среда 15.00- 19.00 час; Четверг 8.00 – 12.030 час; Пятница 15.00- 19.00 час. |
В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:
- Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
- Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.
Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.
Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования:
– ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– каждый человек способен чувствовать и думать;
– все люди нуждаются друг в друге;
– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии.
Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».
В Российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.
Инклюзивное образование предполагает:
– изучение потребностей ребенка;
– определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
– создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.