Меню
Родительский блокнот
Голосования

Оцените наш сайт

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Архив опросов

postheadericon «Использование интерактивного оборудования на занятиях по финансовой грамотности»

Финансовое образование – важная часть  программы в дошкольных учреждениях. Изучение любой дисциплины требует не только рассмотрения теоретического материала, но и приобретения основательных знаний в ходе практических  работ. 

В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.

Производители учебного оборудования предложили большой выбор отличных решений для эффективного изучения финансовой грамотности с  дошкольного возраста. Информационные технологии позволяют задействовать видеоинформацию, компьютерные игры, компакт-диски для повышения финансовой грамотности. Использование современных интерактивных технологий на занятиях финансовой грамотности позволяет увеличить объем информации. В рамках Проекта Минфина России было создано три типа видеоматериалов: анимированные презентации, короткометражные художественные фильмы и мультипликационные фильмы. Организатором и модератором этой работы выступила консультационная компания ПАКК. Мультипликационные фильмы предназначены дошкольников, у которых преобладает в основном наглядно-образный тип мышления, поэтому они лучше воспринимают и усваивают учебный материал через визуальные образы. С помощью, которых они составляют представление о возникающих финансовых ситуациях, о разных моделях поведения, формируют свое отношение к происходящему. Методически грамотное использование мультипликационных фильмов на занятиях по финансовой грамотности может стать действенным педагогическим инструментом для достижения планируемых результатов обучения. Третий тип видеоматериала, разработанный в рамках Проекта для формирования финансовой грамотности обучающихся – это анимированные презентации. Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Презентации различаются по уровню сложности, поэтому могут успешно использоваться на занятиях в начальной, основной и старшей школе. Анимированные презентации предназначены в основном для оживления восприятия материалов занятий, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования учебной информации. Сюжеты мультипликационных фильмов иллюстрируют типичные ситуации и возможные модели поведения, как правильные, так и ошибочные. Мультфильмы и анимированные презентации могут включаться на разных этапах разных видов занятий.

В методических рекомендациях представлены следующие виды занятий:

  • занятие постановки проектной задачи (с них начинается изучение каждого модуля курса «Финансовая грамотность»);
  • занятие решения проектной задачи (основной вид занятий в данном курсе, отражающий его особенности);
  •  занятие по проведению мини-исследования;
  •  занятие-игра и др.

Мультфильмы и анимированные презентации хорошо встраиваются в эти виды занятий, поддерживая их. На занятиях постановки проектной задачи они могут использоваться для создания проблемной ситуации, мотивации к изучению нового материала. Поэтому рекомендуется их использовать в начале занятия на первом этапе. В частности, наилучшим образом для использования на этапе постановки учебных целей занятия подходит серия «Секрет мастера» мультфильма «Смешарики. Уроки финансовой грамотности»

На занятии постановки и решения проектных задач мультфильм может использоваться как в начале, так и на последующих этапах занятия. Например, серия «Коллекция Пина»[3] наиболее подходит для использования на 4-ом основном этапе занятия «Реализация плана (решение проектной задачи)». На этом этапе ученики работают над решением поставленной задачи с помощью разных источников информации. Поэтому использование мультфильма здесь педагогически целесообразно.

На занятиях решения проектной задачи мультфильмы могут также использоваться как проблемные задачи, которые затем в ходе обсуждения «переводятся» из практических в познавательные. Например, подобный вариант использования хорошо подходит для серии «Список Кроша».

Общая продолжительность видеоматериалов не превышает 7 минут: мультфильмов – 3-4-х минут, короткометражных фильмов и анимированных презентаций – 5-7 минут. Все типы видеоматериалов (мультфильмы, короткометражные художественные фильмы, анимированные презентации) состоят из определенного количества относительно законченных, целостных фрагментов (сцен). В каждом фрагменте (сцене) раскрываются конкретные базовые понятия финансовой грамотности и решаются конкретные педагогические задачи.

Просмотр мультфильмов не рекомендуем организовывать по частям (отдельным сценам). Мультфильм лучше всего просматривать целиком, а вот задания к нему лучше составлять по сценам, как структурным единицам, имеющим свою содержательную направленность в рамках конкретного вопроса финансовой грамотности.

Короткометражные художественные фильмы и анимированные презентации могут демонстрироваться в разных форматах: по частям (фрагментам), целиком в зависимости от образовательных целей занятия и планируемых результатов обучения.

Рассмотрим пример варианта использования анимированной презентации «История денег: от куниц до бумажных.   Анимированная презентация посвящена истории денег. В ней описываются предпосылки возникновения денег, рассказывается об их истории – от древних ракушек каури до металлических монет, а от них – до современных бумажных банкнот; о золотом обеспечении банковских билетов и о последующем отказе от него. В презентации также рассматривается происхождение названий денежных единиц. Общая продолжительность презентации 6 минут. Её условно можно разделить на пять относительно самостоятельных и законченных фрагмента: «Трудный бартер», «Товарные деньги: история развития», «Металлические деньги», «Бумажные деньги» и «Что может служить деньгами?».

Эту анимированную презентацию рекомендуется использовать при изучении тем «Как появились деньги» и «История российских денег» в модуле 1 «Как появились деньги и какими они бывают». Эти занятия являются не только первыми в модуле, но и первыми в курсе. Именно с изучения этих тем ученики начинают знакомиться с азами финансовой грамотности. Поэтому очень важно методически грамотно использовать презентацию «История денег: от куниц до бумажных» для того, чтобы заинтересовать и увлечь ребят.

На странице «Финансы и кино» «https://edu.pacc.ru/kinopacc сайта компании ПАКК размещены созданные видеоматериалы по финансовой грамотности. На этой странице можно также ознакомиться с методическими рекомендациями по использованию отдельных видеоматериалов.

Для организации групповой/парной работы обучающихся с видеоматериалом рекомендуется применение следующих методов обучения.

  1. Метод «Пазлы»

Метод эффективен для организации познавательной деятельности обучающихся с мультфильмами и короткометражными фильмами на учебном занятии.

Этапы применения метода.

  1. Класс делится на группы. Можно сформировать столько групп, сколько сцен в структуре видеоматериала, с которым предстоит работа. Каждой группе дать задание по конкретной сцене.
  2. Каждой группе даются задания, которые могут быть сформулированы в виде 2-3 вопросов, ответы на которые могут быть устными или письменными. Например, заполнить таблицу, продолжить последовательность выполнения действий или др.
  3. Перед просмотром группы знакомятся с полученным заданием и обсуждают, как будут его выполнять.
  4. После просмотра группы выполняют задание и готовятся к представлению результатов своей работы.
  5. Учитель вызывает к доске учащихся каждой команды для предъявления результатов своих решений.

При подведении итогов предлагает рассказать представителям групп о том, чему им удалось научиться, что удалось узнать в ходе работы.

  1. Метод«Змейка финансовых знаний»

После просмотра видеоматериала учитель организует «змейку». Один ученик задает другому вопрос по содержанию просмотренного материала. Ученик, которому задали вопрос, отвечает на него и продолжает «змейку» – задает свой вопрос следующему и т.д. Учитель вместе с другими учениками следит за правильностью ответов. Если ученик ответил неправильно, учитель останавливает «змейку» и предлагает дать правильный ответ другому ученику. Упражнение непродолжительное по времени (5-7 мин.), позволяет очень быстро, в увлекательной форме повторить основные вопросы финансовой грамотности, которые были рассмотрены в видеофрагменте. После этого упражнения учитель может сразу определить вопросы, которые ребята усвоили и те, на которых надо остановиться и разобрать подробнее.

  1. Метод «Диаграмма связей»

Цель метода состоит в формировании умения схематически изображать связи между характеристиками явлений, принятием определенных решений в конкретных ситуациях и возможным результатом и др.

Диаграммы могут строиться вручную, иллюстрироваться собственными рисунками, готовыми картинками.

Этапы создания диаграммы связей:

  1. В центре листа фиксируется главный вопрос или проблема, с которой столкнулись герои видеосюжета.
  2. С помощью карандашей или фломастеров разных цветов вокруг главного вопроса или проблемы размещаются базовые понятия, термины, вопросы и т.п.
  3. Каждый вопрос, в свою очередь, раскрывается аналогичным образом.

Диаграмма связей может быть формализованной или творческой, неформальной настолько, насколько захочет сам ученик. Мы рекомендуем строить творческие диаграммы к мультфильмам.

  1. Метод«Мозговой штурм»

Цель метода – организация коллективной познавательной деятельности по поиску путей успешных решений проблем, сбора и анализа самых разных идей.

Этапы проведения мозгового штурма:

  1. Класс делится на группы по 5-6 человек.
  2. Учитель предлагает посмотреть видеоматериал и формулирует вопрос, который будет обсуждаться после просмотра.
  3. Организуется обсуждение мультфильма в группах.
  4. Предлагаются решения проблемы, с которой столкнулись герои мультфильма.
  5. Группируются варианты, этапы предлагаемых решений.
  6. Организуется анализ и оценка работы.

Каждый видеоматериал (мультфильм, короткометражный художественный фильм, анимированная презентация) посвящен определенным вопросам финансовой грамотности, которые педагог, используя разные методы и виды задач, помогает освоить ученикам.

Рекомендуется использовать в работе с видеоматериалом следующие виды задач:

  1. Преобразование увиденной информации из одной формы в другую (из визуального образа в схему или рисунок). Например, задание типа «Дострой диаграмму связей».
  2. Применение имеющихся знаний финансовой грамотности для объяснения разных практических ситуаций, которые возникают у героев видеоматериала;
  3. Формулирование разных вариантов решения проблем героев видеосюжетов;
  4. Решение коммуникативных задач (например, краткий рассказ одноклассникам или родителям о вопросах финансовой грамотности, на которые надо обратить внимание в данном видеофрагменте, которые являются основными и т.д.)
  5. Проведение анализа и оценки своей работы в соответствии с учебной задачей, выявление показателей, которые можно улучшить;
  6. Формулирование собственного мнения, суждения по моделям поведения героев мультфильма в разных ситуациях, в которые они попадают.

Педагогически обоснованное и методически грамотное включение видеоматериалов в образовательный процесс способствует повышению эффективности формирования финансовой грамотности обучающихся.

 

Мобильные приложения: педагогический потенциал и возможности

 

ООО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий, заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития.

Для учеников начальной школы разработана бесплатная социальная онлайн-игра для учеников 2-4 классов «Финзнайка 6+»[6]. «Финзнайка 6+» освещает такие тематические блоки, как «Деньги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Бизнес». По каждой теме имеются различные типы заданий:

– ребус: по картинкам необходимо догадаться, какое слово загадано;

– кроссворд: необходимо ответить на поставленные вопросы и записать ответы в соответствующие клетки;

– задание на сопоставление: установление соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий, ситуациями и их последствиями, ролями, их правами и обязанностями;

– традиционные тесты и т.д.

В игре предусмотрен раздел «Соревнование». Этот раздел представлен в виде матрешки, стоящей на пьедестале. В самом разделе можно увидеть турнирную таблицу со всеми пользователями «Финзнайки», а также с друзьями и одноклассниками. Для начала соревнования следует выбрать того, с кем игрок собирается соревноваться, и нажать на кнопку «Старт».

В соревновании игроки выполняют 5 заданий. Пользователи по очереди отвечают на вопросы, после чего приложение автоматически определяет победителя по сумме правильно данных ответов.

Победитель получает очки финансовой грамотности, а проигравший теряет их. Одновременно можно проводить неограниченное количество соревнований как с разными пользователями, так и с одним.

В игре появился новый раздел – «Турнир» Каждый зарегистрированный игрок может зайти в турнир, его задача: за ограниченное время выполнить как можно больше заданий. Чем больше заданий он сделает правильно, тем у него больше шансов стать лучшим!

В игре «Финзнайка 6+» можно работать под присмотром Наставника: педагога, родителя, брата, бабушки и даже друга. Функция «Наставник» доступна на официальном сайте игры https://финзнайка.рф.

Для учащихся основной и средней школы 5-11 классов разработано мобильно приложение в виде онлайн-игры, предназначенное для повышения и проверки в игровой форме уровня финансовой грамотности школьников 5-11-х классов, а также формирования интереса к изучению отдельных аспектов финансово грамотного поведения. Приложение можно бесплатно скачать в магазинах «App Store», «Google Play».

Принцип онлайн-игры «Финзнайка»[7] такой же, как и «Финзнайка 6+», основные различия заключаются в уровне сложности предлагаемых заданий и призах, которые можно приобрести в магазине на «заработанную» игровую валюту.

В разделе «Преподавателям» на официальном сайте Финзнайка.рф (https://финзнайка.рф/site/teachers) предлагается следующий вариант использования игры на занятиях по финансовой грамотности.

Кроме того, на сайте Финзнайка.рф предусмотрена роль Наставника. Каждый педагог может зарегистрироваться на сайте как Наставник и раздавать своим учащимся задания, проверять их и оценивать качество их знаний. Также сможет организовывать игры-соревнования между учащимися, проверять их результаты, оценивать уровень из подготовки. Что позволит педагогу видеть индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, понимать, как продвигается каждый ученик, что он уже успешно освоил, а где требуется закрепить его знания.

Для учеников 2-8 классов создан интерактивный мультипликационный сериал (12 серий) «Богатый бобренок» (URL: https://bobrenok.oc3.ru/). Мультфильм рассказывает и объясняет детям основы финансовой грамотности на простых и понятных житейских ситуациях, происходящих с «Богатым бобренком», на протяжении его жизни. При просмотре мультфильма происходит ветвление сюжета на основе выбора, сделанного учеником. При этом ветвление сюжета происходит в моменты ключевых событий персонажа.

У школьников есть возможностью выбора развития сюжета каждой серии. Учитывая необычный формат сериала (интерактивное взаимодействие), возможно привлечение аудитории более старшего возраста.

Каждая из 12 серий сериала посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, но реализована в понятной и доступной для детей форме. Учитель может выбрать для просмотра и обсуждения ту серию, которая соответствует теме занятия: Бизнес, Роль государства, Доходы и т.д.

На сайте размещены методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс интерактивного развлекательно-просветительского мультсериала «Богатый бобренок»[8]

«Монеткины» – бесплатный онлайн-сервис для школьников 2-8-х классов, обучающий основам ведения бюджета. Онлайн-сервис состоит из мобильного приложения и сайта https://монеткины.рф. Вести бюджет можно как на телефоне, так и с помощью ноутбука или стационарного компьютера. Онлайн-сервис также предусматривает работу под присмотром Наставника: можно вести совместный бюджет и выполнять задания на понимание базовых основ ведения бюджета. Занятия с использованием приложения и сайта могут стать частью внеурочной или проектной деятельности в школе.

Также сайт поможет педагогам следить за ведением проектного бюджета учениками, задавать задания для проверки базовых знаний о бюджете. Какие операции являются обязательными, а какие – нет? Что является доходом, а что – расходом? Если плановые расходные операции больше, чем фактические, – это хорошо или плохо? А результаты прохождения заданий педагог сможет увидеть в своем личном кабинете.

На официальном сайте «Монеткины» https://монеткины.рф/ в разделах «Возможности», «Приложение», «Родителям» и «Преподавателям» содержатся полезные методические материалы для родителей и учителей.

На всех этапах работы с сайтом и приложением герои Монеткины будут подсказывать ребенку, как правильно заполнять различные поля: мои доходы и мои расходы – запланированные и фактические; мои деньги, которые могут храниться в кошельке, копилке, кармане, на карточке, в другом месте; цели, на которые стоит сберегать средства.

Для формирования финансовой грамотности учащихся 5-11 классов также имеется мобильное приложение «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России». Это приложение является частью УММ, которое включает в себя сайт https://fingram-history.oc3.ru/, мобильное приложение, приложение для ПК, учебное пособие и методическое пособие в электронном виде. Мобильное приложение предназначено как для самостоятельного изучения тем и проверки собственных знаний, так и для взаимодействия с учителями истории в рамках образовательных программ.

Для учащихся 9-11 классов Компанией «ОС3» разработан интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» (URL: https://intpract.oc3.ru/). Мобильное приложение «Понимаю финансовый договор» можно бесплатно скачать в магазинах «App Store», «Google Play».

Цель интерактивного практикума «Понимаю финансовый договор» – сформировать и закрепить следующие знания и навыки:

  • умение читать договор с финансовыми организациями;
  • определять и понимать риски для потребителя, вытекающие из договора;
  • знание прав и обязанностей потребителей услуг (в контексте закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»);
  • знание прав и обязанностей финансовых организаций во взаимоотношениях с потребителями финансовых услуг;
  • умение осуществлять основные необходимые потребителям финансовые расчеты по договорам с финансовыми организациями.

После интерактивного освоения практикума «Понимаю финансовый договор» учащиеся получат возможность научиться:

  • правильно читать договор с финансовой организацией;
  • понимать свои риски;
  • знать свои права и сознавать обязанности перед финансовой организацией.

На сайте в разделе «Педагогам» (URL: https://intpract.oc3.ru/page/teachers/) размещены методические рекомендации по использованию этого практикума.

В них даны рекомендации по каждому содержательному разделу Практикума, который состоит из 11 курсов:

− Договор автокредита;

− Договор ипотеки;

− Договор микрозайма;

− Договор потребительского кредита;

− Договор кредитной карты;

− Договор банковского счета;

− Договор личного страхования от несчастных случаев;

− Договор страхования имущества;

− Автострахование (страховой полис ОСАГО);

− Договор добровольного медицинского страхования;

− Договор негосударственного пенсионного обеспечения.

Каждый курс содержит 4 образовательных модуля, в состав которых входят вопросы, разделенные на темы.

Пример: Курс «Автокредит», модуль «Как Я заключил договор», тема «Что сделать, чтобы воспользоваться кредитом», вопрос «Когда я получу автомобиль в собственность?».

Мобильное приложение «Понимаю финансовый договор» может быть использован в рамках следующих учебных дисциплин:

  1. Право,
  2. Обществознание,
  3. ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности),
  4. Экономика, факультативы схожей тематической направленности.

Интерактивный практикум может применяться в 9-11-х классах, т.е. при приближении учащихся к возрастной группе 16+.

Постепенно учащиеся смогут освоить все темы, что позволит им подготовиться к тестам и олимпиадам по финансовой грамотности.

Педагоги могут раздавать и проверять задания, создавать контрольные работы по темам уроков и применять готовые контрольные, а также оценивать знания учащихся в личных кабинетах. Поэтому приложения станут необходимым электронным учебным пособием и незаменимым инструментом для проверки знаний.

Мобильные приложения – это достаточно новый педагогический инструмент, который уже набирает популярность среди школьников и учителей благодаря своим возможностям, обеспечивать интерактивные форматы обучения финансовой грамотности. Главная задача педагогов методически обоснованно включать мобильные приложения в образовательный процесс.

 

Основная литература

 

  1. Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов при обучении финансовой грамотности для слушателей программы повышения квалификации «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов» (продвинутый уровень) / Электронный ресурс. Режим доступа: https://fmc.hse.ru/data

Дополнительная литература

 

  1. Артемьева С.С., Митрохин В.В. Оценка финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1. – С. 46-59.
  2. Берзон Н.И. Финансовая культура как результат финансового образования / Н.И. Берзон, С.Н. Силина // Евразийский союз ученых (ЕСУ) Ежемесячный научный журнал. – М. 2019. – №1(58) часть 5. – С.22-35.
  3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. – 2019. – № 16. – С. 49-52.

 

Цифровые образовательные ресурсы

(созданные в рамках Проекта Минфина России)

 

  1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books
  2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф
  3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc
  4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations
  5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki
  6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru
  7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф.
  8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. Образовательные проекты ПАКК: сценарии мероприятий для школьников. URL: https://edu.pacc.ru/shkolniki
  2. Образовательный портал «Хочу. Могу. Знаю». URL: http://хочумогузнаю.рф.
  3. Сайт НИУ ВШЭ олимпиада школьников «Высшая проба» профиль финансовая грамотность. URL:https://olymp.hse.ru
  4. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением. URL: http://ecschool.hse.ru

[1] Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 120 с. URL: https://vashifinancy.ru/books/metodicheskie-materialy-dlya-uchashchikhsya-4-klassov/

[2] URL: https://www.youtube.com/watch?v=QQK5PhycHvA

[3] URL: https://www.youtube.com/watch?v=8qze9n91kII

[4] URL: https://youtu.be/9LZN5NgmnjY

[5] URL: https://www.youtube.com/watch?v=otW3ephspRA

[6] URL: https://финзнайка.рф/site/abilities-kids#themes

[7] URL: https://финзнайка.рф/site/abilities

[8]URL:https://bobrenok.oc3.ru/docs/Recomendacii_o_vozmozhnosti_Kuest-seriala_Bogatyi_Bobrenok_v_obrazovatelnom_processe.pdf

Материал позаимствован с сайта 

https://infourok.ru/organizaciya-zanyatij-po-finansovoj-

gramotnosti-s-ispolzovaniem-

sovremennyh-tehnologij-obucheniya-6376704.html

Архив
календарь
Январь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
«Растимдетей.рф»
http://dnifg.ru/