Использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности
Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий социальный институт. Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье и экономические представления дошкольников формируются на основе наглядных примеров значимых взрослых. Поэтому работа по воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.
При планировании мероприятий с семьями стараемся создать такие условия, которые помогут заинтересовать всех участников и успешно включится в работу.
Мероприятия имеют различную форму, разный охват. Но, неизменно в основе лежит детская игра, как ведущий вид деятельности дошкольника.
Не всё получается сразу. Но мы учимся! И сегодня я расскажу о самых удачных и ярких моментах взаимодействия с семьями по формированию основ финансовой грамотности.
Хорошей практикой работы с семьёй и одним из способов разнообразить предметную среду группы являются ФОТОВЫСТАВКИ. Каким интересом светятся глаза детей при презентации своих работ на фотовыставках «Моя первая покупка», «Я у мамы и папы на работе», «Торговые предприятия нашего посёлка».
Интересно прошло мероприятие по разработке бюджета семьи. Предложила за основу использовать метод интеллект-карт. Чем хорош этот метод? Интеллект карта – это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином и ребенок становится полноценным участником распределения семейного бюджета.
На презентации интеллект-карт дети наглядно увидели, что оказывается у каждой семьи бюджет складывается по-разному, но основные статьи расходов всё же общие: услуги ЖКХ, питание, одежда.
Другой интересной формой взаимодействия с родителями являются “Сельские Ярмарки”. В период ограничительных мероприятия проводили виртуальную ярмарку. Задачи ярмарки: прорекламировать свой товар. Товаром который рекламировали ребята были овощи выращенные на своих приусадебных участках. Внимание на экран!
Подготовка и участие в ярмарке дает возможность на практике прикоснуться к рыночным отношениям.
у работы и такую форму как «Гость группы». Родители, бабушки и дедушки приглашаются в группу к детям, где рассказывают о своей профессии, о своей трудовой деятельности.
Особенно запомнилась детям встреча с бабушкой воспитанника Тамарой Витольдовной Коневой которая 30 лет проработала экономистом. С виду эта профессия вроде и незаметная, но без экономиста не сможет работать ни одно предприятие. Экономисты востребованы везде, где требуется планировать и рассчитывать финансы.
А интересным на этой встрече был тот факт, что по уходу на заслуженный отдых Тамара Витольдовна стала поэтессой и написала несколько сборников стихов о родном крае.
Ничто не заменит живого человеческого общения. Мы считаем что такие встречи дают детям первоначальные знания о профессиях и, самое главное, пробуждают интерес к человеку труда.
И этот интерес находит своё продолжение в детской исследовательской деятельности. В рамках проекта «Прекрасных профессий в мире не счесть…» ребята совместно с родителями провели исследования о значимости, ценности каждого труда, Итогом работы стала детская конференция, где дети поделились данными своих исследований.
Такие мероприятия воспитывают интерес к профессиям своих родителей, уважение к труду взрослых, стремление к самостоятельно – поисковой деятельности.
Стало традицией ежегодно проводить семейные творческие конкурсы «Экономная семейка», «Финансовые истории моей семьи», «Финансы глазами детей».
Ярко прошел Кулинарный онлайн-конкурс: родителям было предложено поучаствовать в создании бюджетного ужина, на семью из 4 человека с бюджетом 400 р.
Главное условие конкурса – блюдо должно сопровождаться рецептами приготовленных блюд и описанием стоимости каждого продукта, используемого в меню. Осуждения, многочисленные вопросы родителей показали, что тема интересна, актуальна и значима. Семьи пришли к пониманию, что вполне осуществимо приготовить сытный, вкусный бюджетный ужин.
Совместное творчество родителя и ребёнка проявляется в ходе подготовок к выставкам. Например, выставки семейных реликвий и коллекций «Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран», «Нужное из ненужного, или вторая жизнь ненужным вещам».
Наибольшее количество экспонатов собрала выставка «Кошелёк-домик для монет». Посетители выставки узнали интересные факты о кошельках, о приметах, привлекающих финансовую удачу, и, конечно, увидели разнообразные кошельки. Самому древнему кошельку нашей выставки почти 100 лет и он является семейной реликвией.
Не меньшую активность семьи проявили в Конкурсе-выставке «Моя копилка лучше всех. Копилки получились уникальны и неповторимы. Они выполнены в разных стилях и из разных материалов. Данные работы очень дороги детям, так как имеют практическую значимость в дальнейшем использовании в качестве уникальных копилок. Победителем этого конкурса стала копилка выполненная из прозрачного материала. Именно в такой копилке ребенку будет легко копить и наблюдать за результатом, т.к. у дошкольников мышление наглядное и ему не придётся каждый день открывать копилку с целью увидеть, как идёт процесс накопления.
Накопления, доход, расход родители имели возможность донести до своих детей в конкурсе «Финансовая сказка». Сказки, представленные на конкурс не совсем обычные. Но в них всё очень похоже на нашу реальную жизнь. Герои сказок — простые ребята, постигающие житейский опыт, или животные, мудро обустраивающие свою лесную жизнь. Каждая сказка — это чудесное путешествие, придуманное маленьким автором, с помощью родителей.
Одна из таких сказок «Как накопить на мечту» от семьи Кати Дюкиной. О девочке которая мечтала о новой дорогой Кукле. На семейном совете посчитали семейный бюджет и к сожалению денег на новую куклу не оставалось. Решили что на мечту можно накопить. Рассмотрев разные варианты заработка выбрали Сельскую Ярмарку. Девочка с бабушкой собирали выращенные в саду яблоки, ягоды, продавали товар и после каждой продажи девочка часть дохода убирала в копилку. Так мечта осуществилась.
На языке сказки мы доносим до детей основные экономические понятия.
Понятие «экономия» объясняется с помощью совместных акций Детям проще понять что на самом деле экономия – это просто бережливость, а экономить – значит бережно расходовать ресурсы финансовые или природные. И здесь уже дети призывают взрослых быть бережливыми: экономить воду и свет, собирать «добрые» крышечки, правильно утилизировать использованные батарейки.
Правильное отношение к окружающему миру, привитое в детском возрасте, наверняка проявит себя и во взрослой жизни.
Данные мероприятия имеют большой охват семей, заинтересованность родителей и стремление сотрудничать с детским садом.
Считаем, что используемые нами современные практики работы семьёй по формированию основ финансовой грамотности направлены на успех каждой семьи, каждого ребенка, создают условия для раннего экономического образования и приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость