Как разговаривать с детьми про деньги – инструкция для родителей
Финансовая грамотность не включена в дошкольную программу, что удивительно, ведь наличие или отсутствие этих знаний во многом определит качество жизни ребёнка в будущем.
Как учить
По словам создателя финансового приложения UPUP для родителей и детей Романа Потёмкина, начинать говорить с ребёнком о деньгах никогда не рано. Так познакомить малыша с банкнотами и монетами можно уже в возрасте до трёх лет. Нужно считать деньги при ребёнке, показывать, где их нужно хранить, ещё лучше – включить деньги в игры с малышом, например, в игру в «магазин». В общем, нужны наглядные примеры их использования.
Как разговаривать с детьми про деньги – инструкция для родителей
Независимый финансовый советник и автор проекта «Школа финансовой грамотности» Саида Сулейманова рекомендует объяснять финансовые термины в виде игры в ассоциации. Для этого нужно найти понятный для ребёнка образ.
«В качестве примера могу привести понятие «инфляция», которое сложно объяснить ребёнку. Я предлагаю представить инфляцию в виде червячка, который «поедает» бумажные деньги, тем самым показывая, что при инфляции денег становится «меньше», – делится эксперт.
Ещё один способ – объяснять всё своими словами на примерах из жизни. «Сначала вы можете посмотреть правильное определение интересующего вас термина в словаре, а затем подумать, на каких бытовых примерах, историях из жизни, примерах из книг, фильмов можно разобрать этот термин. И потом уже с подготовленными весёлыми и интересными примерами заводить разговор с ребёнком», – рассказывает начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.
Это к вопросу о форме обучения. Следующий шаг – определить, в каком возрасте, какие понятия будут ясны ребёнку. В финансах нет простых определений, поэтому и чётких границ по возрастам нет. «Каждое понятие можно объяснить ребёнку практически в любом возрасте, вопрос в углублённости этих объяснений. У меня есть примеры из практики, когда дети в четыре года рассказывали, пусть и своими словами, что такое кредит. Просто по мере взросления нужно углублять материал, повторять и расширять каждое полученное на предыдущей ступени изучения знание, предлагать задачи и кейсы для решения, и обязательно применять всё на практике. Иногда одно посещение банка даст гораздо больше, чем 2 теоретических урока с объяснением, что это такое и какие операции он выполняет», – говорит Саида Сулейманова.
Чему учить
С помощью финансовых экспертов мы определили 18 основных понятий, которые должен освоить каждый ребёнок до того, как окончит школу:
деньги; экономия; бюджет; накопления; банковская карта; банки; страховые компании; кредит; вклад; налоги; инфляция; пенсия; кредитная история; инвестиции; участники рынка ценных бумаг; банкротство; мошенничество и безопасность денег; финансовая пирамида.Этот список можно разделить на пять уровней сложности. Их мы и предлагаем использовать в качестве возрастного ориентира.
Возраст от 4 до 6 лет
Деньги
«В 4-6 лет ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты, или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Иногда спрашиваешь у детей, откуда берутся деньги, а они отвечают – из тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже можно объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать», – рассказывает Ирэн Шкаровская.
В привязке к этому, можно ещё добавить в обучающую программу слово «банкомат», считает Саида Сулейманова. По её словам, многие дети в этом возрасте полагают, что деньги там и появляются сами по себе, поэтому будет полезно рассказать про связь денег с банкоматом – местом для получения денег.
Экономия
Рассказы о деньгах должны плавно перетечь к разговорам об экономии. По словам Ирэны Шкаровской, детям уже можно объяснить, что для того чтобы денег хватало на все нужные вещи, надо уметь экономить.
Суть экономии в том, чтобы не тратить все деньги сразу на мелкие покупки, а часть «бумажек» беречь и откладывать отдельно. И когда их накопится много, можно будет купить уже что-то большое. Например, пусть первую неделю родители каждый день ходят вместе с ребёнком в магазин и покупают ему по две шоколадки, а во время второй недели пусть малыш получает лишь по одной шоколадке, не потраченные же на сладости деньги нужно откладывать в копилку. По истечении семи дней на сэкономленные деньги мама с папой должны купить сыну или дочке целую упаковку шоколадок или игрушку. Этот пример выступает и в качестве наглядной и понятной иллюстрации для ребёнка, и одновременно формирует у него приятные ассоциации с экономией.
Возраст от 7 до 9 лет
Копилка
Копилка – это сразу и про накопления на мечту, и про финансовое планирование. Термин лучше объяснять на практике, предложив ребёнку механизм, позволяющий ему накопить самостоятельно на своё очередное «хочу».
«Можно поговорить о том, что если ты мечтаешь о планшете, о том, что он у тебя когда-то будет, то эта мечта. А вот если ты совместно с родителями выбрал планшет определенной марки, узнал, сколько он стоит, запланировал, что если ты будешь экономить каждую неделю часть карманных денег, то через определённое количество месяцев ты накопишь стоимость половины планшета, а родители добавят тебе вторую половину, и заветный планшет станет твоим, то тогда мечта становится финансовой целью. И путь её достижения – это твой первый финансовый план», – приводит пример начальник управления стратегических коммуникаций банка «Хоум кредит» Ирэн Шкаровская.
Кстати, по мнению создателя приложения UPUP Романа Потёмкина, ребёнок может быть уже готов к своим первым карманным деньгам будучи первоклашкой. Лучше всего выделять деньги один раз в неделю в определённый день, скажем, по понедельникам.
Бюджет
Бюджет – это все те деньги, которыми семья распоряжается, все доходы и расходы семьи. Пополняется он из заработной платы мамы и папы. Это дети поймут легко. Чуть сложнее будет объяснить, на что он расходуется, как за этим следить и почему родители не могут купить всё и сразу.
Некоторые эксперты советуют завести три банки, копилки или коробки, наклеить на них соответствующие надписи: «на мечту», «на обед», «на сладости», это аналоги текущих, обязательных расходов семьи, накоплений и расходов на развлечения. Далее ребёнку нужно разрешить самостоятельно распределять среди них свои карманные деньги. При этом важно дать понять, что если тратить всё в начале недели и на одни шоколадки, то остальное время в школе придётся ходить голодным, а ещё перенести покупку «планшета» на более долгий срок.