«Методические вебинары для учителей» по внедрению основ финансовой грамотности
Банком России на регулярной основе проводится анализ отзывов педагогов, направленных по итогам участия в онлайн-уроках финансовой грамотности для школьников.
По результатам анализа обратной связи и запросов учителей, в целях методической поддержки педагогов при внедрении преподавания финансовой грамотности, а также для повышения их информированности, Банком России в 2022 году запущен проект. Вебинар разработан совместно с методистами региональных институтов развития образования, сопровождающими процесс «Методические вебинары для учителей» по внедрению основ финансовой грамотности в образовательных организациях, которые также выступают в качестве основных спикеров. На мероприятиях рассматриваются основные изменения ФГОС, вступившие в силу с 01.09.2022 в части внедрения преподавания финансовой грамотности, проводится анализ онлайн-уроков финансовой грамотности Банка России как инструмента для педагога при реализации требований, обновленных ФГОС и даются рекомендации по их внедрению в образовательный процесс. Дополнительно на вебинарах освещаются иные проекты и инициативы Банка России в области повышения финансовой грамотности. Расписание, инструкции по подключению, иные материалы размещены на сайте https://dni-fg.ru/metod.
Таблица ответов на вопросы участников проектов Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников (dni–fg.ru) и Онлайн-занятия для старшего поколения (pensionfg.ru)
№ п/п | Раздел | Вопросы и предложения участников онлайн-уроков | Ответы и комментарии ЦЗПП НН |
1. | Методологическое сопровождение внедрения финансовой грамотности. | 1. Методологические трудности (нет понимания как включать финансовую грамотность в предметы или программы социальной работы с населением).
2. Нет понимания как включать финансовую грамотность в предметы. 3. Возникают трудности с включением финансовой грамотности в учебный процесс. Нет понимания, как совместить данные уроки с основными предметами в других классах. Недостаток педагогических кадров для проведения уроков (периферийные школы) |
Для методической поддержки педагогов образовательных организаций проводятся методические вебинары на тему «Преподавание основ финансовой грамотности с учетом обновленных ФГОС. Онлайн-уроки финансовой грамотности – инструмент для педагога».
Задачами вебинара являются: · Рассмотрение основных изменений обновленных ФГОС, описание мероприятий и задач, стоящих перед образовательной организацией. · Анализ онлайн-уроков финансовой грамотности Банка России как инструмента для педагога, в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. · Получение обратной связи от целевой аудитории по онлайн-проектам ФГ. Работа с возражениями – повышение лояльности педагогов. · Повышение информированности педагогов: презентации новых продуктов, анонс планов и инициатив Банка России в области финансового просвещения, ответы на вопросы. · Продвижение онлайн-проектов для школьников и информационных ресурсов Банка России (портал «Финансовая культура», группа «Финансовое просвещение»).
Расписание, регистрация и порядок подключения к вебинарам размещены на сайте https://dni-fg.ru/metod. |
2. | Контент по проекту Онлайн-уроки для школьников. | 1. Представленный контент не соответствует уровню начальной школы.
2. Уровень сложности урока не всегда правильно ориентирует учителя (либо очень просто, либо соответствует заявленному уровню).
3. Необходимо переработать материалы по страхованию. 4. Надо разнообразить уроки примерами.
5. Сократить время онлайн-урока до 35-40 минут, чтобы у учителя была возможность провести организационный момент и рефлексию.
6. Нет тематического многообразия, большая загруженность обучающихся (нет свободного времени).
7. Материалы уроков не всегда адаптированы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 8. К каждому онлайн уроку целесообразно разработать план –конспект для учителя, чтоб он имел возможность заблаговременно ознакомиться с его содержанием и планировать дальнейшую работу с классом по использованию полученных знаний.
|
1. Целевая аудитория онлайн-уроков учащиеся 8-11 классов, студенты техникумов и колледжей. Два урока, с освещением исторических фактов (история страхования, древние монеты), могут быть усвоены, начиная с 6-7 класса.
Контент для начальной школы, стоит в планах разработки в 2023-2024 годах. 2. Онлайн-уроки разделены на три уровни сложности (начальный, базовый, продвинутый). Уровень сложности указан в спецификации занятия. При выборе темы педагогу необходимо ориентироваться на уровень сложности урока, базовые понятия и содержание, указанные в спецификации. 3. Осенью 2022 году запущен новый онлайн-урок «Зачем нужна страховка?» по материалам с Финкульта. 4. В каждом онлайн-уроке используются практические примеры и кейсы, которые способствуют закреплению изученного материала. Подробная информация об интерактивных заданиях, о том, какие задачи решаются в рамках образовательного процесса приводится на методических вебинарах, подробности на сайте https://dni-fg.ru/metod . 5. Структура онлайн-урока выстроена в соответствии со ФГОС по типу «Урок открытия новых знаний, освоения новых умений и навыков», включает в себя все необходимые этапы, в том числе этап рефлексии. Содержательная часть урока составляет 25-30 минут, это минимальное время, необходимое для прохождения всех этапов, освоения базовых понятий, установок. Этап рефлексии занимает еще 4-5 мин: в конце каждого занятия лектор задает вопрос, подводит итоги урока, приглашает слушателей написать в чат, какие выводы они сделали, какой информацией поделились бы с друзьями, семьей. Учитель в это время может организовать обсуждение в классе, и дать общие ответы в чат онлайн-урока. В начале и в конце урока также выделяется несколько минут (всего 3-4 мин) на организационные вопросы по самому уроку, для донесения иной информации до целевой аудитории (например, онлайн-зачет, Дол-Игра, Олимпиада Учи.ру и пр.).
6. В настоящее время онлайн-уроки проводятся по 22 темам в составе 8 модулей: деньги, личные финансы, финансовые инструменты, как защититься от кибермошенничества, страхование, как начать свой бизнес, налоги и пенсия, уроки из цикла «Моя профессия». Перечень тем соответствует разделам учебно-методических комплектов по финансовой грамотности, разработанным по инициативе Банка России и рекомендованным Министерством просвещения РФ для российских школ. В плане развития проекта, утверждаемому СЗППиОДФУ, предусмотрено расширение линейки онлайн-уроков по возрастам, тематикам, уровню сложности. 7. Целевая аудитория онлайн-уроков – учащиеся организаций среднего и общего образования. На данный момент на онлайн-уроках отсутствует контент, адаптированный для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 8. На сайте dni-fg.ru в разделе «Темы онлайн-уроков» размещены спецификации онлайн-уроков. Спецификация содержит сведения об актуальности темы для целевой аудитории, об изучаемых базовых понятиях, установках финансово грамотного поведения, которые закрепляются на онлайн-уроке, подробный план занятия. Также указаны сложность темы, для каких классов, описан формат занятия. |
3. | Записи уроков | 1. Конкуренция с сайтом «Мои Финансы», который содержит короткие (6-8 мин.) записанные уроки на те же темы, что и онлайн-уроки Банка России. Уроки сайта «Мои Финансы» можно скачивать в вечернее время, когда стабильный сигнал интернета. По информации от учителей «онлайн-урок по 40 минут-непозволительная роскошь в учебном процессе – нет возможности обсудить увиденное».
2. Необходимо сделать занятия в записях на платформе, чтобы педагоги смогли это использовать на уроках. |
1-2. Формат онлайн-уроков не предполагает просмотр эфира в записи. Это «живое» взаимодействие лектора с аудиторией в прямом эфире, что и является основным преимуществом такой формы занятий. Просмотр роликов, как и иные формы учебной деятельности не конкурируют с вебинарами, а взаимно дополняют друга при организации педагогом изучения тем по финансовой грамотности.
Содержательная часть онлайн-урока составляет 25-30 минут, это минимальное время, необходимое для прохождения всех этапов урока, предусмотренных ФГОС, освоения базовых понятий, установок. Также закладывается время на проведение рефлексии. В настоящее время совместно с ДСО прорабатывается вопрос об обработке и размещении в открытом доступе для скачивания роликов по материалам онлайн-уроков. |
4. | Расписание онлайн-уроков. | · Не совпадает начало онлайн-уроков и уроков (дополнительных занятий).
· Расписание онлайн-уроков, к сожалению, не совпадает со школьным расписанием. · Желательно часть занятий планировать в 9-30 и т.д. · Не всегда удобно включить урок по финансовой грамотности в общешкольное расписание. |
Перед запуском каждой сессии на сайте http://dni-fg.ru проводится опрос учителей, какая сетка эфиров была бы им удобна. Результаты опроса учитываются при формировании расписания.
Расписание гибкое – начало онлайн-уроков разное для каждой недели, эфиры проходят по будням с 3:00 (МСК) до 19:00 (МСК), поэтому уроки могут быть включены как в сетку школьного расписания, так и в программы дополнительного образования. Всего в период сессии проходит более 600 эфиров по 22 темам. |
5. | Регистрация участников. | · Инструкция должна быть конкретно пошаговой.
· И не понятно, где вводить пароль. При регистрации пароль не спрашивается. · Сделать вкладку на платформе ВОПРОС и ОТВЕТ · Педагоги регистрировались каждый со своего e-mail и это искажает статистику. Школа имеет новый e-mail и не была подписана на форму подписки на получение сообщений (форм отчетов, сертификатов) от администрации проекта “Онлайн-занятия по финансовой грамотности” |
Пошаговая инструкция по регистрации размещена на сайте проекта https://dni-fg.ru, ссылка на информацию по подключению выведена в главное меню и видна с любой страницы сайта.
Инструкция прилагается ко всем письмам о запуске сессии. Скачать инструкцию также можно по ссылке https://disk.yandex.ru/i/RCg2zZXTVm4-vw Смотреть видео инструкцию – https://youtu.be/F-TY4YJ5hgQ. Кроме того, создан Раздел «Помощи участникам» с ответами на часто задаваемые вопросы. Ссылка для доступа к разделу – https://dni-fg.ru/help. Статистика по проекту формируется на основании данных из форм отзывов, в которых участники заполняют информацию об образовательной организации. Допускается регистрация участников с личных адресов. Каждый адрес электронной почты закрепляется за конкретной образовательной организацией. Принимать участие с одного email от разных организаций нельзя! Это приводит к искажению статистики. Данная информация размещена на каждой странице сайта, где есть таблицы с расписанием и ссылки для регистрации. |
6. | Получение сертификатов и форм отчетов (отзывов). | · Проблемы получения сертификатов об участии.
· Формы отчета и сертификаты приходят с опозданием. · В отчете не всегда отображается информации об участии в онлайн-уроках при том, что имеется сертификат о прохождении урока. |
В 2022 году мы были вынуждены кардинально перестроить систему управления взаимодействия с участниками онлайн-занятий. Поэтому могли наблюдаться задержки (до 3 дней) при направлении форм отзывов и сертификатов. Кроме того, сейчас в разработке находится решение (переход на web-формы), которое позволит существенно облегчить процесс получения обратной связи от участников.
В текущих условиях для своевременного получения форм отчета и сертификатов важно понимать: 1. Форма отзыва поступает, только если участник прослушал не менее 35 мин занятия. В других случаях участнику приходит сообщение об отказе в предоставлении формы отзыва. 2. Форма отзыва поступает в формате xls. Необходимо корректно заполнить все поля, избегать гиперссылок при указании электронных адресов. При заполнении формы желательно использовать программный продукт Excel из Microsoft Office. 3. Если форма отзыва не поступила в течение суток после окончания урока (обычно – раньше), необходимо проверить папку «Спам». 4. Участник может самостоятельно заказать дубликат формы отзыва. Для этого на сайте https://dni-fg.ru/helpreport нужно заполнить форму «Заказать дубликат формы отзыва». В течение суток на адрес электронной почты участника поступит дубликат формы отзыва. Даже при наличии сертификата участник онлайн-урока в некоторых ситуациях может отсутствовать в общем списке по следующим причинам: 1. Подключение к онлайн-уроку c данного email проходило впервые, администраторы не успели провести идентификацию участника и «привязать» его к школе. В периоды пиковых нагрузок может занимать до одной недели. 2. Произошла ошибка при «привязке» участника, по разным причинам. Для исправления сотрудники Банка, выявившие несоответствие, заполняют форму на портале https://cbrportal.cbr.ru/vvgu/gu/szpp/Lists/List3/AllItems.aspx. Срок обработки заявки- 3 рабочих дня. Участник может сообщить о факте отсутствия в списках по региону путем направления сообщения в чат с оператором, размещенным на каждой странице сайта https://dni-fg.ru Кроме того, каждый участник самостоятельно может заказать информацию об истории участия за текущую сессию. Для этого на странице https://dni-fg.ru/otchet необходимо заполнить форму и по указанному email участника сформируется сводная таблица с информацией по всем мероприятиям, направленным отчетам, полученным сертификатам. |
7. | Работа контакт-центра. | 1. На вопросы отвечает бот, а педагогам необходимо точное разъяснение технической проблемы и пошаговое решение, бот это не решает.
2. Сделать вкладку на платформе ВОПРОС и ОТВЕТ. 3. Письмо-приглашение на просмотр урока вообще не открывается на школьной почте, а на личный ящик вообще не пришло, переписка с онлайн роботом на сайте уроков не помогла, оператор не связывается. |
1-2. Для помощи участникам в регистрации на мероприятия, подключении, получении форм отзывов и сертификатов используется единая страница помощи для всех проектов с ответами на часто задаваемые вопросы от участников – https://dni-fg.ru/help.
Кроме этого, на сайтах проектов участники могут воспользоваться сервисом быстрых ответов. Виртуальный помощник круглосуточно отвечает на типовые вопросы участников. Также можно написать свой вопрос в чат и получить на него ответ от оператора службы технической поддержки. Режим работы операторов понедельник – пятница с 09:00 до 18:00 по Московскому времени. Также участники могут связаться с оператором по телефону (831) 438-25-03 (информация о контактном номере телефона указывается во всех письмах, направляемых в образовательные организации). 3. В образовательных организациях администратором сетей могут быть установлены специальные фильтры, блокирующие переход на сторонние ресурсы. В любом случае можно обратиться к оператору по телефону и получить необходимые разъяснения. |
8. | Контент по проекту ПенсионФГ. | · Участие с персонального компьютера для группы затруднительно, так как информация в презентациях представлена мелким шрифтом, что трудно воспринимается пожилыми людьми.
· К концу занятия внимание участников онлайн занятий рассеивалось, возможно урок затянут по времени. · Для имеющейся аудитории данный вид занятий не всегда может быть применим, так как, в силу своих физиологических особенностей (слабый слух, плохое зрение) гражданам пожилого возраста и инвалидам сложно воспринимать информацию в данном формате. |
Формат онлайн-занятий позволяет подключаться участникам как группами, например, на базе центров социального обслуживания населения или иных заинтересованных организаций, так и индивидуально из дома (самостоятельно каждым слушателем).
При организации группового просмотра онлайн-занятий на базе центра социального обслуживания или другой заинтересованной организации рекомендуется (при наличии возможности) использовать устройства вывода изображения (проектор, интерактивная доска и т.п.) и звука (колонки). Расписание онлайн-занятий составлено с учетом предложений центров социального обслуживания населения. Занятия адаптированы и оптимизированы для граждан пенсионного и предпенсионного возраста. При разработке продуктов за основу брались материалы курса «Финансовая культура».
|
9. | Технические проблемы со стороны участников. | · Иногда есть технические проблемы (в школе отсутствует интернет), нет времени и кабинета для проведения онлайн-уроков, во время учебного процесса все кабинеты заняты, на уроках проходим программу.
· Плохое качество интернета (бывает нет связи с интернетом). · Отсутствие технического оснащения мест для проведения занятий. Нет компьютерного класса, где можно было бы разместить класс для видео просмотра. · Не во всех классах школ есть интерактивные доски. · Блокировка сайта провайдером, плохое Интернет-соединение в периферийных школах, старое техническое оборудование. · Недостаточное техническое оснащение для проведения групповых занятий (необходим проектор для вывода занятий на большой экран; для участия пожилых граждан в домашних условиях нет технических возможностей, так как у многих граждан отсутствует доступ к интернету). |
Минимальные технические требования для участия в онлайн-мероприятиях, организованных Банком России, доводятся до участников при направлении информации о запуске сессии, размещаются на сайтах https://dni-fg.ru, https://pensionfg.ru//. Ссылка на проверку оборудования на платформе для проведения вебинаров приходит в письме-напоминании накануне урока.
Общие рекомендации для участников онлайн-занятий: · участникам необходим доступ в Интернет, компьютер или ноутбук, устройства для вывода изображения (проектор, интерактивная доска и т.п.) и звука. · входящая скорость Интернета должна быть не менее 1 Мбит/с. · рекомендуемые браузеры: Яндекс.Браузер или Google Chrome. · если в организации установлена система защиты оборудования (FireWall) необходимо открыть доступ к подсетям и порталам. |