Особые дети – особое общение
Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети – особое общение»
Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или, наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций. Система взаимодействия родителей и детей “Особые дети – особое общение” дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.
Выражение лица – доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
Тон голоса в разговоре с ребенком – доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
В речи избегать употребления:
– всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить, не используя их;
– приказных фраз;
– повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
– глаголов “должен”, “обязан”, “нужно”.
Желательно использовать сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).
Не надо:
– вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
– хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
Помните:
– телевизор, видео – не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы;
– если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что, находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь – это радость;
– от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Старайтесь:
– Не говорить с иронией или насмешкой;
– Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
– Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
– Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
– Не торопить и не подгонять ребенка;
Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
– Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;
– Не говорите ребенку, что не любите его;
– Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
Несколько способов высказать одобрение:
– Молодец!
– Правильно!
– У тебя это здорово получилось!
– Ты сегодня хорошо потрудился!
– Я знала, что ты справишься!
– Неплохо!
– Отлично!
– Ты быстро научился!
– Это то, что надо!
– С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.