ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИК И … ЭКОНОМИКА». ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ПРОГРАММА «ДОШКОЛЬНИК И … ЭКОНОМИКА»
(А.Д. Шатова)
Автор программы А.Д. Шатова — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики МИПКРО.
Цель авторской программы — приобщение дошкольника к экономической действительности как условие становления ценностных ориентации и установок.
Зачем дошкольнику экономика? На этот вопрос автор программы отвечает так: «Чтобы:
— научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
— уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
— осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», что стоимость продукта зависит от его качества; видеть красоту человеческого творения;
— сделать авторитетными качества человека-хозяина, утра-I*. 1 ними сегодня свою этическую и экономическую значимость: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, но вместе с тем щедрость, благородство, честность, сочувствие, жалость (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
— приобретать с детства способы и формы разумного поведения; умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Развивать разумные потребности».
Содержание предлагаемой программы может быть реализовано двумя путями. Первый — через включение данного содержания в разные виды детской деятельности; второй — локальный (парциальная программа, дополняющая содержание любой другой программы, однако требующая определенного времени и места н педагогическом процессе детского сада). И тот, и другой путь может быть продуктивным.
Программа построена на принципе комплексного подхода к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, и рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста — пяти-щести лет.
Структура программы
В программе дана пояснительная записка, в которой обоснована актуальность программы. Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде минипрограммы. Содержание программы
Содержание четырех разделов включает краткие сведения по каждой теме; основные понятия, которые могут усвоить дети, и педагогические задачи.
В программе также представлены пожелания автора, общие советы к работе по всем разделам и советы по отдельным разделам.
В конце программы дан указатель учебной и методической литературы по экономическому воспитанию детей и взрослых. Включены учебные пособия, программы, книги и статьи из периодических изданий и сборников, отражающих современные тенденции в экономическом воспитании и образовании, опыт работы дошкольных и школьных учреждений.
В первом блоке — «Труд-продукт» — дети узнают, что труд является основной деятельностью человека, источником его существования.
Наряду с традиционными профессиями (врач, строитель, педагог и др.), автор предлагает познакомить детей с новыми современными профессиями: бизнесмен, банкир, мененджер, рекламодатель, рекламный агент, посредник и т.д:
В процессе знакомства детей с разными профессиями желательно акцентрировать внимание детей на продукты труда, результатах работы, их ценности для людей.
Во втором блоке программы — «Деньги, цена (стоимость)» — автор рекомендует закрепить знания о современных деньгах, откуда они берутся, знакомят детей с понятием «бюджет», «Сбербанк», «проценты» и т.д.
В третьем блоке программы рекомендуется познакомить детей с особенностями нового социального явления — рекламы.
Последний блок называется «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика». Автор рекомендует учить ребенка бережно относиться ко всему, что его окружает: игрушки, вода, свет, вещи и т.д.