Программа “Югорский трамплин”
Программа дошкольного образования
ориентированная на ребёнка
«Югорский трамплин» под редакцией
Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой, Н.В. Мальцевой.
Философия программы «Югорский трамплин»
В основе философии программы «Югорский трамплин» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию – задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».
Одна из главных целей программы:
способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
Программа основана:
На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
-индивидуализации образования для каждого ребенка;
-ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
-предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
-на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;
-при активном участии семьи в реализации програмы.
Организация развивающей среды
Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:
-физическая и психологическая безопасность;
-возрастная ориентированность;
-доступность;
-динамичность;
-разноуровневость.
Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.
Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы:
-Центр литературы
-Центр изобразительного творчества
-Центр сюжетно-ролевой игры
-Центр науки и природы
-Центр настольных игр и математики
-Центр строительства
-Центр песка и воды
-Центр кулинарии.
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п.
Все центры интегративны по своей сути.
Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации.
Это очень важно, так как помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.
Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.
В данном случае используется так называемый феномен Пиаже – «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».
То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.
Индивидуализация в программе «Югорский трамплин»
Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.
Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.
Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.
Организация жизнедеятельности детей в программе
Утренний сбор: планирование деятельности.
Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных проектов и планов; наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми.
Итоговый сбор: оценка результатов.
Занятия: Физкультурное/музыкальное.
Игры, работа с правилами, индивидуальная работа и коррекционно-развивающая работа, самостоятельные игры.
Прогулка.
Групповой сбор
— один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.
Утренний сбор
Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.
Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.
Обмениваются новостями, задают вопросы.
Определяют тему работы.
Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.
Вечерний (Итоговый) сбор
Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.
На итоговый сбор дети приносят свои работы – рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье – все, что может быть принесено.
Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.
Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, – ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях – определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.
Кроме того, у разных детей разный стиль познания – кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность – рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.
Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).
В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе.
Свобода.
Самостоятельность.
Совместная деятельность.
Эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если объединены общим содержанием или общей задачей.
Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести, к следующим эффектам:
-дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;
-работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;
-принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
-каждый ребенок знает, чего от него ожидают;
-дети учатся формулировать собственные задания;
-стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду;
-приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.
Включение родителей в программу
Программа определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов». Организация программы, ориентированной на ребенка. Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».
Технологический процесс программы поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.
Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:
-психологическую поддержку ребенку;
-психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
-приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
-дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;
-дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;
-дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);
-дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
-дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
-дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
-дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.