«Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц»
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
(Ю. Энтин)
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям.
Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. В дошкольном возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. А при пересказе сказок наглядностью прекрасно служат мнемотаблицы. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В средней группе мы вместе с детьми продолжаем работу по кружку «Говорушки». В рамках образовательной недели «В гостях у сказки» мы использовали мнемотаблицы для пересказа сказок. На первом этапе мы рассматривали таблицы и разгадывали, какие сказки в них зашифрованы. Детям задавались вопросы: «Какая сказка “спряталась” в таблице? Про кого эта сказка?» Итоговым стало занятие на тему «Моя любимая сказка» в рамках программы «Социокультурные истоки». Дети побывали в гостях у сказки «Колобок», говорили ласковые и добрые слова, играли в пальчиковую игру «Наша-то Аленушка», помогали героям русских народных сказок собраться вместе. В начале занятия детям пришло письмо, где Колобок просит их помочь, так как его хотела съесть лиса, он убежал от нее, заблудился и не может найти дорогу к дедушке и бабушке. Дети на волшебном ковре самолете отправились в страну сказок, где они нашли лукошко, в котором лежали задания от лисы. В ресурсном круге называли свои любимые сказки, рассказывали, почему она им нравится, чему научила любимая сказка, в итоге дети инсценировали сказку «Теремок».
Хотелось бы еще обратить внимание родителей на то, что всё меньше времени в семье уделяется чтению сказок. Их вытесняют современные гаджеты и времяпровождение в компьютерных играх и за просмотром современных мультфильмов. Это огорчает. Читайте детям сказки, книги, рассматривайте яркие иллюстрации! Ведь это малышам очень интересно и увлекательно!