Реализации воспитательной деятельности в период дистанционного обучения
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых обсуждаемых тем в ряду инноваций в системе образования, как актуальная технология, позволяющая сделать обучение более доступным, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения, сети Интернет (как образовательной среды) и более тесного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.
Современный педагог – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах и ресурсах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий технологии дистанционного обучения.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.
Цель дистанционного образования дошкольников – предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, обеспечение качественного усвоения образовательной программы.
Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность обучения.
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста разработаны в соответствии с:
– Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
– учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
– учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».
При использовании ДОТ в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:
– требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
– требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
С целью обеспечить методическую и консультативную помощь родителям педагогический коллектив детского сада организует с ними дистанционную работу, а также дистанционную ООД с детьми по всем направлениям развития. Работа проводится с учетом годовых задач, в соответствии с годовым планом работы ДОУ и комплексно-тематическим планированием на учебный год.
Организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет: не больше одного занятия в день и не чаще трех раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 10 минут для детей 5 лет и не больше 15 минут для детей 6 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
Деятельность педагога в системе дистанционного обучения
Задачи педагога:
– повышать качество и эффективность образования путём внедрения дистанционных технологий;
– удовлетворять потребности родителей и детей в получении образования;
– предоставлять дошкольникам возможности освоения образовательных программ непосредственно на дому или по месту временного пребывания;
– повышение уровня компетентности родителей.
Для достижения этих задач ежедневно разрабатывается содержание деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом работы и программой по всем образовательным областям:
– проведение досуговых мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей в период дистанта;
– проведение мастер-классов с использованием платформы Zoom, Skype, Google Meet;
– умение создавать презентации, видео-уроки на видео-хостинге Youtube, интерактивные игры, обучающие мультфильмы, инструкции для родителей, работа с разными фото и видео-редакторами;
– отбор образовательного материала, аудиоматериалов для детей (карточки, картины в соответствии с темами);
– применение здоровьесберегающих технологий: использование подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастик и упражнений, в которые дети могут играть со своими родителями и родными.
Необходимо помнить, что к созданию видеороликов (для offline-занятий) предъявляются ряд требований:
– качество съемки и звука;
– наличие чёткого сценария;
– чёткость и тембр речи спикера;
– возможность перехода от «режима спикера» к «режиму презентации»;
– грамотный подбор иллюстраций;
– деятельность спикера перед экраном в медленном темпе.
Создание авторских рубрик, которые можно представить на персональном сайте педагога, на сайте ДОУ и на сайтах для детей, родителей и педагогов.
Педагог несет ответственность за качество обучения, ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, ресурсами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.
Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима:
Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку виртуального детского сада, группы, педагога или на электронную почту заказчика (родителя (законного представителя) обучающегося (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком.
Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий
При дистанционном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
– неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении посредством ДОТ;
– установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;
– создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием ДОТ;
– соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.
Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто, и он испытывает противоречивые чувства:
– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;
– изолированность от сверстников;
– желание скрыть истинные чувства, надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ виртуального собеседника.
В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:
– обучиться преодолению информационных барьеров;
– обучиться сетевому этикету;
– повысить мотивацию обучающегося;
– применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.
Ресурсы:
С целью охватить максимальное количество родителей воспитанников ДОУ, обеспечить им оперативную консультационную помощь и вовлечь в образовательный процесс, повысить качество дистанционных занятий с детьми воспитатели и специалисты детского сада используют разные ресурсы: сайты и страницы детского сада, страницы групп в ВКонтакте, Telegram; чаты в мессенджерах Skype, WhatsApp, Viber (в каждой возрастной группе); канал на YouTube. Педагоги осваивают в процессе работы возможности платформы Zoom для проведения консультаций.
Требования, которые предъявляются к онлайн занятиям с детьми:
– методические рекомендации к материалам для занятий, к организации рабочего места перед компьютером;
– информационные письма;
– краткий обзор видеоматериалов;
– инструктаж по средствам навигации, правила взаимодействия;
– на занятиях всегда присутствует взрослый;
– ограничение количество участников в онлайн – группе (5–6 человек);
– четкость и медленный темп речи педагога;
– общение с участниками занятия;
– создание ситуации успеха.
Виды детской деятельности, которые проводят дистанционно:
– игровая деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– познавательная деятельность, экспериментирование;
– изобразительная деятельность (рисование, лепку, аппликацию);
– конструирование;
– музыкальная деятельность (слушание музыки, пение);
– элементарный бытовой труд;
– двигательная деятельность (утренняя гимнастика, танцевальный и спортивный флешмоб).
Организация педагогом ДО
Воспитателю важно создать свой персональный сайт, в котором он будет пополнять свою методическую копилку.
Для чего воспитателю сайт, канал, рубрика?
– это, прежде всего, площадка для публикаций и обобщения собственного опыта работы;
– это презентация собственных достижений;
– это возможность привлечь родителей и найти единомышленников, обмен опытом.
Организация педагогом ДО строится следующим образом:
- Разработка конспекта
Дистанционная ООД отличается от НОД в детском саду, т. к. подача информации идет не на прямую, а через экран монитора и обучающийся изолирован от педагога. Это учитывается при разработке конспекта.
Алгоритм разработки конспекта к дистанционной ООД:
- Определение темы дистанционной ООД.
- Определение типа дистанционной ООД (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т. д.).
- Постановка цели ООД (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционной ООД.
- Определение длительности дистанционной ООД, исходя из возрастной категории обучающихся.
- Выбор наиболее удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) заказчику
С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данной ООД.
Можно рассмотреть следующие варианты:
- Скачивание из личного кабинета или из методической копилки на сайте детского сада файла и распечатка или создание его самостоятельно заказчиком.
- Самовывоз – заказчик приезжает в ДОУ и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.
III. Подготовка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) обучаемого к данному занятию
Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию.
Методические рекомендации делятся на два типа:
- Индивидуальные – в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный кабинет заказчика.
- Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической копилке на сайте детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме offline.
- Проведение занятия. Анализ занятия
После проведения дистанционной ООД педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей, так и самого педагога
Практические советы проведения ООД ДО в режиме реального времени
Для достижения лучшего результата по ДО в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:
- Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
- Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
- Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
- Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.
- Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.
После проведения дистанционной ООД педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей, так и самого педагога.
В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему ООД, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок – компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
– выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
– индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
– ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.
В дистанционном обучении дошкольников есть и минусы:
– в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т. е. отсутствует элемент самоконтроля.
– отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.
– не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет, а в телефоне нет полного набора функций.
– отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.
– во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.
Формы дистанционного взаимодействия с родителями:
– тематические видеоконсультации в YouTube;
– видеозаписи тематических мастер-классов в ВК;
– онлайн-консультации и мастер-классы в ВК и Skype;
– консультационные материалы и рекомендации на своих страницах на сайте детского сада;
– тематические конкурсы, акции и флешмобы, челленджи в ВКонтакте, YouTube.
Обратная связь с родителями
В течение всего периода дистанционной работы педагоги и специалисты детского сада обеспечивают обратную связь с родителями: отвечают на вопросы, дают индивидуальные рекомендации.
По результатам всех тематических мероприятий, в которых участвуют дети и родители, педагоги оформляют фотоотчеты, видеоотчеты и размещают их в социальных сетях и на сайте ДОУ.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
Внедряя ДОТ в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
– индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
– повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
– поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Результатом дистанционного взаимодействия станет повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Материалы с сайта https://www.maam.ru/detskijsad/tema-formy-i-metody-raboty-pri-realizaci-vospitatelno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-pri-pomoschi-distancionyh-tehnologii.html