Меню

Реализации воспитательной деятельности в период дистанционного обучения

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых обсуждаемых тем в ряду инноваций в системе образования, как актуальная технология, позволяющая сделать обучение более доступным, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения, сети Интернет (как образовательной среды) и более тесного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Современный педагог – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах и ресурсах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий технологии дистанционного обучения.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению учебного материала.

Цель дистанционного образования дошкольников – предоставление детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, обеспечение качественного усвоения образовательной программы.

Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Дистанционное обучение (ДО) – это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность обучения.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста разработаны в соответствии с:

– Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

– учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);

– учетом письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».

При использовании ДОТ в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:

– требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;

– требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).

С целью обеспечить методическую и консультативную помощь родителям педагогический коллектив детского сада организует с ними дистанционную работу, а также дистанционную ООД с детьми по всем направлениям развития. Работа проводится с учетом годовых задач, в соответствии с годовым планом работы ДОУ и комплексно-тематическим планированием на учебный год.

Организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет: не больше одного занятия в день и не чаще трех раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 10 минут для детей 5 лет и не больше 15 минут для детей 6 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

Деятельность педагога в системе дистанционного обучения

Задачи педагога:

– повышать качество и эффективность образования путём внедрения дистанционных технологий;

– удовлетворять потребности родителей и детей в получении образования;

– предоставлять дошкольникам возможности освоения образовательных программ непосредственно на дому или по месту временного пребывания;

– повышение уровня компетентности родителей.

Для достижения этих задач ежедневно разрабатывается содержание деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом работы и программой по всем образовательным областям:

– проведение досуговых мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей в период дистанта;

– проведение мастер-классов с использованием платформы Zoom, Skype, Google Meet;

– умение создавать презентации, видео-уроки на видео-хостинге Youtube, интерактивные игры, обучающие мультфильмы, инструкции для родителей, работа с разными фото и видео-редакторами;

– отбор образовательного материала, аудиоматериалов для детей (карточки, картины в соответствии с темами);

– применение здоровьесберегающих технологий: использование подвижных игр, физкультминуток, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастик и упражнений, в которые дети могут играть со своими родителями и родными.

Необходимо помнить, что к созданию видеороликов (для offline-занятий) предъявляются ряд требований:

– качество съемки и звука;

– наличие чёткого сценария;

– чёткость и тембр речи спикера;

– возможность перехода от «режима спикера» к «режиму презентации»;

– грамотный подбор иллюстраций;

– деятельность спикера перед экраном в медленном темпе.

Создание авторских рубрик, которые можно представить на персональном сайте педагога, на сайте ДОУ и на сайтах для детей, родителей и педагогов.

Педагог несет ответственность за качество обучения, ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, ресурсами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.

Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима:

Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;

Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку виртуального детского сада, группы, педагога или на электронную почту заказчика (родителя (законного представителя) обучающегося (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.

Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с заказчиком.

Психологические аспекты организации обучения с использованием дистанционных технологий

При дистанционном обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:

– неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия перед камерой, сложности в личном общении посредством ДОТ;

– установление межличностных контактов между участниками образовательного процесса;

– создание благоприятного психологического климата при реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием ДОТ;

– соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.

Но не только педагог испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто, и он испытывает противоречивые чувства:

– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной среде;

– изолированность от сверстников;

– желание скрыть истинные чувства, надеть «маску». Он может неадекватно интерпретировать материал, создать образ виртуального собеседника.

В связи с этим перед педагогом стоит ряд педагогических задач:

– обучиться преодолению информационных барьеров;

– обучиться сетевому этикету;

– повысить мотивацию обучающегося;

– применять многообразные формы работы, создающие положительный эмоциональный настрой.

Ресурсы:

С целью охватить максимальное количество родителей воспитанников ДОУ, обеспечить им оперативную консультационную помощь и вовлечь в образовательный процесс, повысить качество дистанционных занятий с детьми воспитатели и специалисты детского сада используют разные ресурсы: сайты и страницы детского сада, страницы групп в ВКонтакте, Telegram; чаты в мессенджерах Skype, WhatsApp, Viber (в каждой возрастной группе); канал на YouTube. Педагоги осваивают в процессе работы возможности платформы Zoom для проведения консультаций.

Требования, которые предъявляются к онлайн занятиям с детьми:

– методические рекомендации к материалам для занятий, к организации рабочего места перед компьютером;

– информационные письма;

– краткий обзор видеоматериалов;

– инструктаж по средствам навигации, правила взаимодействия;

– на занятиях всегда присутствует взрослый;

– ограничение количество участников в онлайн – группе (5–6 человек);

– четкость и медленный темп речи педагога;

– общение с участниками занятия;

– создание ситуации успеха.

Виды детской деятельности, которые проводят дистанционно:

– игровая деятельность;

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– познавательная деятельность, экспериментирование;

– изобразительная деятельность (рисование, лепку, аппликацию);

– конструирование;

– музыкальная деятельность (слушание музыки, пение);

– элементарный бытовой труд;

– двигательная деятельность (утренняя гимнастика, танцевальный и спортивный флешмоб).

Организация педагогом ДО

Воспитателю важно создать свой персональный сайт, в котором он будет пополнять свою методическую копилку.

Для чего воспитателю сайт, канал, рубрика?

– это, прежде всего, площадка для публикаций и обобщения собственного опыта работы;

– это презентация собственных достижений;

– это возможность привлечь родителей и найти единомышленников, обмен опытом.

Организация педагогом ДО строится следующим образом:

  1. Разработка конспекта

Дистанционная ООД отличается от НОД в детском саду, т. к. подача информации идет не на прямую, а через экран монитора и обучающийся изолирован от педагога. Это учитывается при разработке конспекта.

Алгоритм разработки конспекта к дистанционной ООД:

  1. Определение темы дистанционной ООД.
  2. Определение типа дистанционной ООД (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях и т. д.).
  3. Постановка цели ООД (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
  4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционной ООД.
  5. Определение длительности дистанционной ООД, исходя из возрастной категории обучающихся.
  6. Выбор наиболее удобного способа доставки учебного материала (раздаточного) заказчику

С родителями (законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет доставляться учебный материал к данной ООД.

Можно рассмотреть следующие варианты:

  1. Скачивание из личного кабинета или из методической копилки на сайте детского сада файла и распечатка или создание его самостоятельно заказчиком.
  2. Самовывоз – заказчик приезжает в ДОУ и берет на временное пользование готовый вариант учебного материала.

III. Подготовка методических рекомендаций для родителей (законных представителей) обучаемого к данному занятию

Педагог самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных представителей) к каждому занятию.

Методические рекомендации делятся на два типа:

  1. Индивидуальные – в рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и выкладывает их в личный кабинет заказчика.
  2. Общие – рекомендации по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической копилке на сайте детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием в режиме offline.
  3. Проведение занятия. Анализ занятия

После проведения дистанционной ООД педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей, так и самого педагога

Практические советы проведения ООД ДО в режиме реального времени

Для достижения лучшего результата по ДО в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

  1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
  2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.
  3. Одевайте одежду спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
  4. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.
  5. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.

После проведения дистанционной ООД педагог анализирует удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, родителей (законных представителей, так и самого педагога.

В современных условиях стала актуальной смешанная модель образования. Цифровые ресурсы могут быть эффективно встроены в тему ООД, они могут стать дополнением к традиционным видам деятельности. Этот не должно превратить процесс только во взаимодействие ребенок – компьютер. Ребёнок должен развиваться гармонично!

Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:

– выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

– индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;

– ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.

В дистанционном обучении дошкольников есть и минусы:

– в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует самоорганизация и нет усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т. е. отсутствует элемент самоконтроля.

– отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.

– не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет, а в телефоне нет полного набора функций.

– отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.

– во время дистанционного образования приходится много времени проводить за компьютером, телефоном.

Формы дистанционного взаимодействия с родителями:

– тематические видеоконсультации в YouTube;

– видеозаписи тематических мастер-классов в ВК;

– онлайн-консультации и мастер-классы в ВК и Skype;

– консультационные материалы и рекомендации на своих страницах на сайте детского сада;

– тематические конкурсы, акции и флешмобы, челленджи в ВКонтакте, YouTube.

Обратная связь с родителями

В течение всего периода дистанционной работы педагоги и специалисты детского сада обеспечивают обратную связь с родителями: отвечают на вопросы, дают индивидуальные рекомендации.

По результатам всех тематических мероприятий, в которых участвуют дети и родители, педагоги оформляют фотоотчеты, видеоотчеты и размещают их в социальных сетях и на сайте ДОУ.

Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Внедряя ДОТ в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:

– индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);

– повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);

– поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Результатом дистанционного взаимодействия станет повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

Материалы с сайта https://www.maam.ru/detskijsad/tema-formy-i-metody-raboty-pri-realizaci-vospitatelno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-pri-pomoschi-distancionyh-tehnologii.html

.

календарь
Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив