Речевое развитие дошкольника
Родителей каждого дошкольника волнует вопрос: правильно ли развивается речь их сына или дочки? Ведь с этим фактором тесно взаимосвязано и общее развитие малыша. Поэтому они должны знать, как протекает данный процесс в норме, а что относится к отклонениям от нее и психическим аномалиям.
При выявлении уровня речевого развития ребенка специалисты ориентируются на определенные критерии. И, для того чтобы узнать, есть ли у малыша проблемы и в чем они заключаются, нужно сравнить с этими
параметрами показатели его развития. Я составила таблицу развития речи дошкольника. В каждом возрастном периоде приводятся показатели, являющиеся нормой, и данные, характерные для ребенка с аутизмом.
Конечно, любой дошкольник неповторим и может развиваться в своем темпе. Но если у ребенка имеются проблемы, то педагоги должны оказывать ему своевременно поддержку и совместно с родителями помогать малышу двигаться в нужном направлении.
Возраст | Нормы речевого развития |
11–13месяцев
|
Появляются первые осмысленные слова из двуходинаковых слогов: папа, мама, баба, дядя |
12 месяцев | Словарь включает 5–9 единиц, появляется звук о.После года появляются б, т, ч |
1 год и 6 месяцев
|
Ребенок может произнести 20–50 слов, «говоритна своем языке» – произносит много слогов и их
сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие папа, мама, деда, баба и др. У него уже хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: папа, мама, на, да, дай и т.п. Показывает, где у куклы глазки, носик и пр., те же части тела показывает у других людей |
год и10 месяцев
|
Малыш активно употребляет двухсложные слова:тетя, кися, – и два слога из трехсложных слов (синя – «машина»). При воспроизведении слов опускает первый звук или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места |
2 года | Понимает и выполняет двухэтапную инструкцию(«пойди в кухню и принеси чашку»). Может правильно произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие: с, з, ц, шипящие: ш, ж, ч, щ (эти две группы звуков формируются позже
остальных) и сонорные: р, л. Появляются вопросы что? где? куда? |
2 годаи 2 месяца
|
Малыш говорит словосочетания типа мама Лена.Строит предложения из двух слов: мама, дай, баба,
ди (иди). Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Оформляет просьбы в виде словосочетания или предложения с пропуском предлога: положи мяч стол.Использует дательный падеж для обозначения лица: дай Вове, обозначает направление, опуская предлог: иди маме; творительный падеж в значении орудийности действия: бить молотком, предложный со значением места: лежит сумке. Словарь включает 50–200 слов |
2 года6 месяцев
|
В 2 года 6 месяцев ребенок произносит предложенияиз трех-четырех слов, распространенные предложения:
«Это мой большой мишка». Начинает употреблять предлоги. Появляются звуки: ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года8 месяцев
|
Словарь расширяется до нескольких сотен слов,употребляет фразы из 3–5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л, сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
3 года | Малыш повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения: «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает, кто он – мальчик или девочка. Правильно использует множественное число, местоимения я, ты, он. Выдумывает забавные слова и выражения. Называет свои имя, пол и возраст. К трем годам словарь включает 300–400 единиц, к концу данного периода – 1000 слов. Появляются звуки фь, вь, с, з, хь, л |
3–4 года | Малыш различает и называет части объектов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Задает вопросы почему? когда? Ребенок односложно отвечает на вопросы при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяет за взрослым рассказ из 3–4 предложений, составленный об игрушке или по сюжетной картинке; участвует в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прослушанные короткие рассказы и сказки с опорой и без. Может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов |
4 года. | Правильно пользуется предлогами, согласуетсуществительные с прилагательными и числительными, образует существительные с уменьшительноласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизнесения, малыш правильно произносит шипящие ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произнесение согласных. Словарь включает 1600–2000 единиц Появляются звуки ч и щ |
4–5 лет | Ребенок употребляет существительные, называющиепрофессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяет и называет местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует состояние и настроение людей; использует существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные свойства.
Наиболее употребительными для него являются глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п. Пересказывает рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляет небольшие рассказы о предмете по сюжетным картинкам, у него совершенствуется диалогическая речь. Поддерживает беседу: правильно задает вопросы и отвечает на поставленные. Формируются звуки ш, ж |
5 лет | Малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типамисклонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе сложные: из-за, из-под и т.п. Совершенствуются возможности пересказа. Ребенок образует прилагательные от существительных (железо – железный). Заканчивается формирование правильного произнесения согласных. Словарь включает 1900–2200 единиц |
5 – 6 лет | Ребенок употребляет существительные – названияпрофессий; прилагательные, обозначающие признаки
предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, обозначающие трудовую деятельность; слова со сходным смыслом и с обобщающим значением. Слова использует правильно и соответственно смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Малыш поддерживает непринужденную беседу, правильно задает свои вопросы и отвечает на поставленные. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, составлять небольшие рассказы о предмете по картинкам, по плану, образцу, на основе личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера. Словарь к 6 годам содержит до 3000 слов. Появляются звуки рь, р |
6 лет | Ребенок может правильно произносить и различатьвсе звуки. Полностью усваивает слоговую структуру слов. Самостоятельно определяет наличие звука
в слове, отбирает нужные картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Пополняется активный и пассивный словарь. Малыш может обобщать и классифицировать предметы по разным признакам |
6–7 лет | У ребенка расширяется запас слов, обозначающихназвания предметов, действий, признаков. Он использует синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Употребляет разные части речи точно по смыслу. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Малыш передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности.
Совершенствует умение составлять рассказы о предмете, серии сюжетных картинок и др. |
Литература
- Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей / Отв. ред. Ушакова Т.Н. и Уфим-
цева Н.В. М.: ПЕР СЭ, 2001.
- Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до шести лет. СПб.: Корона-Принт, 2004.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.
Учебн. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ ≪Сфера≫, 2001.
- Психология развития / Под ред. Болотовой А.К. и Молчановой О.Н. М., 2005.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. М., 2007.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1996.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Р/Д: Феникс, 2007.