Системно-деятельностный подход в ДОУ в условиях внедрения ФГОС
воспитатель Яшина О.А
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
(Александр Пятигорский)
В условиях перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно- образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход .
В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
– ставить цели,
– решать задачи,
– отвечать за результаты.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который всегда был системным . Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит “деятельность”? Сказать “деятельность” — это указать на следующие моменты.
Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.
Именно в действии порождается знание.
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого педагог ставит ряд вопросов:
– какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
– какие методы и средства обучения выбрать;
– как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
– как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура с позиций системно – деятельностного подхода состоит в следующем:
– педагог создает проблемную ситуацию;
– ребенок принимает проблемную ситуацию;
– вместе выявляют проблему;
– педагог управляет поисковой деятельностью;
– ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
– обсуждение результатов.
Основная педагогическая задача:
Организация условий, инициирующих детское действие | ||
Чему учить? | Ради чего учить? | Как учить? |
обновление содержания | ценности образования | обновление средств |
Деятельностный подход предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность , проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения