Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду
Семинар- практикум для воспитателей ДОУ
«Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности
в детском саду»
Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов в работе с воспитанниками.
Задачи:
1) Проанализировать теоретические основы метода проектов в образовательной программе: «Югорский трамплин»
2) Формировать и систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
3) Оказать помощь в разработке плана-схемы проекта.
Участники семинара: педагоги ДОУ.
Ход семинара – практикума:
Теоретическая часть
Ведущий: “Почему?” – этот детский вопрос очень часто приходиться слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывает на формирование чувств детей повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
«Выбор темы проекта. Примерный план работы воспитателя над проектом».
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. (см. табл 1)
В группах старшего д. в. проект выбирают дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
После того как проект выбран и одобрен детьми (старшие дети могут даже за него проголосовать), воспитатель организует «погружение в проект». Его цель- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями)- в мл. группах; для ст. д. в. – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затее и самостоятельно.
Программа «Югорский трамплин» предлагает проводить прогружение в проект по технологии «трёх вопросов»
Первый (Что мы знаем о …..?)
Второй (Что мы хотим узнать о…?)
Третий (Как мы узнаем о ….?)
Первое . Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.
Второе Воспитатель записывает идеи и факты о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают «проектную паутинку» – карту проекта., где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем. «Проектная паутинка» представляет собой схему развития будущего проекта.
Третье . воспитатель спрашивает детей о том, где это можно узнать. (Или «Что мы можем узнать у взрослых….?).
Уважаемые педагоги предлагаем вам план проект:
1.Название проекта.
2.Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников). Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен.
4.Погружение в проект с помощью технологии «трёх ?».
5. Разработка схемы проекта
6. Возможные результаты. Ожидания. (По окончании работы над проектом ожидается, что…).
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Типология проектов
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
· Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
· Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
· Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
· Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Другими признаками классификации являются:
· Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
· Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.
Практическая часть
Разработка и реализация проектов направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.