«Трудовое воспитание в развитии личности ребёнка дошкольного возраста по возрастам (в соответствии с ФОП)»
Парахина Г.А.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Не для кого ни секрет, что мы вырастили целое поколение потребителей.
Раньше, согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Теперь Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так в ФОПе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
Так решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового:
- поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
- формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года)
- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)
В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет)
- элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
Виды труда в ДОУ:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Компоненты трудовой деятельности.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив – это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:
- потребность в положительной оценке взрослых;
- самоутверждение;
- потребность в общении со взрослым;
- желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).