«Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»
Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Есть еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку подвлиянием таких тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Цель артикуляционной гимнастики:
-укрепление мышц артикуляционного аппарата
-развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
-объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Цель биоэнергопластики:
-развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
-активизация интеллектуальной деятельности ребенка
-развитие памяти, произвольного внимания, межполушарной взаимосвязи
-формирование умения действовать по словесным инструкциям
На каждое традиционное артикуляционное упражнение подобраны движения кистей рук (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, использую стихи, адаптированные сказки В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.