Меню

«ЧАС СОТРУДНИЧЕСТВА» КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждого дошкольного учреждения. Однако, стабильность не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие. Современный мир предъявляет новые требования к личностным качествам человека: быть самостоятельным и высококультурным, ориентироваться в сложных ситуациях, уметь осуществлять самостоятельный и ответственный выбор. Сегодня общество нуждается в интеллектуально развитых гражданах, умеющих не только усваивать знания, приобретать умения и навыки, но и способных эти знания применять в соответствии с обстоятельствами, добывать их самостоятельно.

 В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительном у образования идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование является составной частью образовательно -воспитательного процесса и одной из форм организации деятельности дошкольника.  Дополнительное образование понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей воспитанников и их родителей.

 В настоящее время в связи с переходом на ФГОС ДО происходит совершенствование дополнительного образования. В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к формированию культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

В образовательной программе НРМДОБУ «ЦРР -/с «Улыбка» сформулирована миссия ДОУ совершенствование системы работы, обеспечивающей реализацию широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи и общества путем последовательного наращивания потенциала развития Учреждения. Учитывая возможности ДОУ (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей были разработаны программы дополнительного образования.

Реализация программ по дополнительному образованию детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности по программам дополнительного образования детей детский сад учитывает:

-интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

-возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

-нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду-одно из направлений творческого, физического, социально -личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности-лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому и техническому развитию дошкольников.

Программы дополнительного образования педагогически целесообразны, так как способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть в непосредственной образовательной деятельности, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё время. Каждый вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия дошкольников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 Отбор содержания каждой программы имеет комплексную направленность: использование элементов ранее известных и современных методик детской деятельности, структуризация практического и диагностического материала. Организация посильной, интересной и адекватной возрасту практической деятельности для формирования естественнонаучных представлений старших дошкольников, занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности дошкольников и выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер

Приоритетными видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Им соответствуют определенные формы работы с детьми, имеющие деятельностную основу.

Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают много рисунков, поделок, рассказов, о чем свидетельствуют различные выставки, дипломы и сертификаты наших участников конкурсов.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Педагоги строят образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом стремятся к тому, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.

Одна из увлекательных форм работы с детьми в рамках дополнительного образования в НРМДОБУ «ЦРР –д/с «Улыбка» – «Час сотрудничества». Проводится он в пятницу, после дневного сна, для детей старших групп. Основная задача – выбор ребенком интересного для него занятия и самостоятельное посещение творческой мастерской. Воспитанник учиться договариваться с незнакомыми детьми и взрослыми. С сентября 2016г. мы продумали безопасные маршруты (детям не нужно спускаться или подниматься по лестничным маршам, во время проведения игры взрослые дежурят на лестничных переходах), показали и рассказали детям, где будут проходить мероприятия. Были разработаны правила поведения для детей при передвижении по зданию. Для каждого ребенка оформлена сумочка с тремя цветными кругами. Если воспитанник нарушает правила поведения (обидел, толкнул, плохо вел), руководитель мастерской может забрать кружок, и ребенок знает, что, если останется без кружков, он никуда не будет ходить в течение месяца. Педагоги, воспитатели тоже готовятся к этому дню, продумывают интересные и увлекательные формы работы, презентуют их и ждут детей. Итог мероприятия – это восторженные рассказы детей в своей группе об интересной деятельности в компании незнакомых детей.

Форма работы еще довольно новая, но она вызвала большой интерес у большинства ребят.

«Час сотрудничества» -это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).

Цель дополнительного образования-внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

«Час сотрудничества» в детском саду выполняют несколько функций:

-образовательную-каждый воспитанник ДОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

-социально-адаптивную-занятия позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

-коррекционно-развивающую-воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на таких занятиях, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

-воспитательную-содержание и методика работы оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Таким образом система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости воспитанников, создает условия для углубленного изучения образовательных областей, и является серьезным звеном воспитательной работы детского сада.

 Работа с воспитанниками в рамках дополнительного образования в ДОУ выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг дошкольников, формирует творческую личность, создает условия для социального, творческого развития, предупреждает асоциальное поведение.

Дополнительное образование способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

Список литературы:                          

  1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
  4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова

 

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив