Меню

Педагогический совет в дистанционном режиме

Тема: «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса»

Материалы для изучения и согласования:

 

  1. Петрова И.Л. Культурные практики как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения
  2. Дасаева Р.К, Духовно- нравственное воспитание детей посредством сказки.
  3. Ефимова О.М Модель сотрудничества детского сада и семьи по духовно-нравственному развитию. Презентация
  4. Ошхарели О.Н «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников».Презентация
  5. Чиркова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание через любовь к природе родного края. Презентация
  6. Бердникова Е.А. Презентация дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Из опыта работы. Презентация
  7. Рязанцева М.И. Видео обзор занятия с воспитанниками по организации «Роль фольклора, праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры своего народа».
  8. Решение педсовета

1.1. Внедрить в работу с дошкольниками предоставленный опыт работы коллег по духовно – нравственному развитию детей дошкольного возраста. Ответственные воспитатели групп. Срок постоянно.
1.2. Запланировать совместные мероприятия с родителями, совершенствуя формы работы по духовно – нравственному воспитанию на 2022-2023 учебный год. Ответственные педагоги ДОУ. Срок до 15.09.2022г.
1.3. Организовать в срок до 30.03.2022 г. конкурсы:
– сюжетно-ролевых игр «Воспитание в сюжетной игре»
– на лучшего экскурсовода среди детей группы и детского сада «Я покажу тебе музей», ответственные воспитатели групп.
1.4. Провести круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы СОШ № 1, СОШ № 2 «Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой». Срок до 30.03.2021.Ответственный педагог – психолог Колтакова С.В.

Ход педагогического совета:

1. Выполнение решения предыдущего Педсовета:
Организован и проведен Турнир технического конструирования «Удивительный мир конструирования» среди обучающихся средних, старших и подготовительных к школе групп в январе 2022 г.
По итогам смотра-конкурса Центров познавательно-исследовательской деятельности, воспитателями предоставлены фото-презентацию и краткое описание Центров своих групп, опубликованы в чатах групп на официальном сайте учреждения.
Педагогические работники в дизайне предметно-пространственной среды группы/кабинета проектируют и создают условия для развития предпосылок инженерного мышления используя достижения передового педагогического опыта.

2. Шалаева М.В. Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:
Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Все дело в том, что воспитание – это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное – самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?
Об этом пойдет сегодня наш разговор на педсовете, тема которого: “Посеять в детских душах доброту”.
3. Петрова И.Л. Культурные практики как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Понятие культурных практик появилось с ФГОС ДО, где особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
Более подробно остановлюсь на культурных практиках как как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: “Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать”.
Поэтому я решила помочь своим воспитанникам: ознакомить и повысить их уровень нравственности, для дошкольников понятной подбираю интересные виды культурных практик:
– включение игрового компонента-форму «путешествия» по известным сказкам, викторины, соревнования;
– проектная деятельность-интересная тема для познавательного проекта;
– разрешение проблемных ситуаций, требующей от детей размышления («Хорошо-плохо», «Что будет, если…»);
– организация сюжетно-ролевых игр, где проговариваются все манипуляции с предметами, обогащается словарный запас;
– настольно-печатные и дидактические игры;
– трудовая деятельность-это способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминание выключать воду при мытье игрушек).
Постоянно обращаем внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, обсуждаем, как их можно починить.
Посеять в детских душах доброту, это значит:
– ласково и только по имени называть детей.
– создать в группе живой уголок и добиться, чтобы дети заботи¬лись об его обитателях.
-учить с детьми стихи о доброте.
-не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
– не унижать ребенка.
-после замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
– радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
-использовать пословицы о доброте.
– читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
– рассказывать родителям о добрых поступках детей.
– создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
– оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.
– заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.)
– составлять с детьми сказки о доброте.
– обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: “Как нас выручил Миша”, “За что я люблю свою подругу”, “Наши добрые дела”.
Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?
“Да”! – говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: “Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:
– к своей работе,
– к воспитанникам
– другим людям,
– к самому себе.
Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят:
– от степени его компетентности,
– профессионализма,
– характера повседневных взаимоотношений с детьми.
Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Сегодня мы даем возможность познакомиться с принципами педагогической деятельности, которые выделил Ш.А.Амонашвили, как основные в гуманном подходе к детям.
Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.
Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в “тихом омуте”.
Таким образом, использование культурных практик для нравственного воспитания у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного поведения.

4. Дасаева Р.К, Духовно- нравственное воспитание детей посредством сказки
В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем возрасте, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом привить детям раннего возраста нравственно-духовные ценности.
На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, детский сад, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.
Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Необходимо сформировать у ребенка самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком. Задача родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Для воспитателей и родителей детей раннего возраста стоят следующие задачи:
— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки.
— Знакомить детей с основами труда посредством сказок.
Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет можно показывать и читать книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей.
Перед воспитателями и родителями стоят задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень, содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Народная сказка играет роль в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни.. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том,что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Актуальность выбранной темы вижу в следующем: в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям .Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Перед собой поставила цель:
— Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
изучить сказку, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольника
— Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной, продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
— Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
-Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Для успешной работы использую такие этапы работы как:
Для чтения детям подбираю сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок».
Художественная деятельность – отношение детей к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

5. Ефимова О.М Модель сотрудничества детского сада и семьи по духовно-нравственному развитию.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка?
Это сложная, противоречивая и важнейшая проблема воспитания детей. Именно нравственность включает в себя такие понятия как доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе. Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Именно поэтому этому уделяется большое внимание работе с родителями, помогаю укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
Целью по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.
Задачи:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-расширение представлений о городах России;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно – образовательной, в играх, в труде, в быту. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Именно в семье возникает интерес к культуре, языку. Родители с детьми с удовольствием принимают активное участие в конкурсах по духовно – нравственному воспитанию:
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В своей работе взаимодействия с семьей используются такие формы, как:
– Родительские собрания;
– Наглядные виды работ: информационные стенды для родителей, папки – передвижки, консультации, памятки.
– Оформление стенгазет к праздникам
– Создание альбома “Тайна имени”. Для формирования у детей элементарных представлений о правах; воспитывать доброжелательное отношение к себе, к родителям, к другим людям. Родители дома рассказали, что означает имя ребенка, а дети рассказывали в группе о своем имени: Что оно означает? Откуда произошло…?
Также благодаря родителям, которые принесли фотографии детей, создали фотоальбом “Я – малыш, я – сейчас”. В этом альбоме фотографии ребенка в младенческом возрасте и сейчас. Дети с удовольствием просматривают альбом, ищут сходства и отличия в разные периоды своей жизни.
В результате создания этих фотоальбомов у детей появилось и укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, возник интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих.
Для того, чтобы познакомить детей с особенностями жизни русских людей, о традициях и культуре нашей страны, родителями изготовлен макет “Русская изба”. С его помощью дети наглядно знакомятся с устройством жилища, интерьером, предметами домашнего обихода, предметами быта, постройками. Воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к Родине нужно с детства.
Оформлен альбом “Генеалогическое дерево”. В результате этого дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятием род, родственники. Всё это способствует развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло, помогло узнать детям историю создания своей семьи, свою родословную.
Создание альбома “Наша дружная семья”.
Изготовление родителями кукол- оберегов. Знакомство детей с куклами – оберегами.
Дети с родителями нарисовали Пословицы о дружбе.
Родители также принимают активное участие в изготовлении кормушек для нашего участка. Также приносят корм (пшено, семечки и др.). Участвовали в акции и приносили корм для животных питомника.
Для оформления нашего участка, родители приняли активное участие для постройки горки, а также различных спортивных сооружениях для прогулки детей.
Дети всю прогулку не сидят на месте.
Также благодаря родителям дети принимают участие в конкурсах. Такие как, (“Кулинарные этюды”, в рамках фестиваля “Россия – многонациональная страна”; выставка “Семейных национальных экспонатов рукоделия”).
Для заметок на сайт в рубрику “Здоровое питание” дети совместно с родителями изготавливали блюда “Осенние поделки из овощей”, “Любимое блюдо всей семьи”.
Участие в акциях по ПДД, где родители своим примером показывают свою любовь к детям, заботу о них. (пристегивают в машине ремнями безопасности, переходят дорогу, держа ребенка за руку и др.)
Рисовали рисунки в Храм на праздники “Рождество Христово”, “Пасха”.
Родители вместе с детьми шили и ремонтировали одежду для кукол.
К Новогоднему празднику, благодаря родителям и детям на окнах в нашей группе не было свободного места… приносили вытынанки, снежинки.
Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

6. Ошхарели О.Н «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников».

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.
Таким образом, разрабатывая основную общеобразовательную программу, дошкольное учреждение, включило задачи духовно-нравственного воспитания детей, согласовав их с родителями.
Одна из задач
-формирование начал патриотизма и гражданственности; Воспитание в детях любви к родной земле; любовь и уважение к родному дому, родной улице, поселку; чувства гордости за достижения страны.
-уважение к представителям других национальностей; «Дружелюбие, к людям не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
-воспитание уважительного отношения к труду. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, полицейский честен и совестлив;
В нашем детском саду оформлен уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
-литература для детей («детская Библия», рассказы , притчи ,стихотворения);
– литература для родителей и педагогов;
– игры по духовно-нравственному воспитанию;
– иллюстрации;
– иконы.
– В течение года проводится большое количество народных и православных праздников
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
Воспитателями были организованы и проведены экскурсии в храм Первоверховных апостолов Петра и Павла. Дошкольники были ознакомлены с иконографией, с особенностями архитектуры и внутренним убранством храма.
-В продуктивной деятельности:
Изготавливаем поделки для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
– творческая деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших)
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, организовать жизнь детей в детском саду, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.

7. Чиркова Е.Н. Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края.
Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего вида. Это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение.
Воспитание доброты должно быть системным и постоянным. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств. В этом возрасте дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность. В младшем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные –живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное – чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
В последнее время большинство детей редко общаются с природой. Родители имеют недостаточно знаний о природе родного края, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о природе, ее особенностях, растительном и животном мире родного края. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
При ознакомлении дошкольников с природой родного края, перед педагогом стоят следующие задачи:
1.Развивать в детях лучшие качества, как высокую духовность, доброту, отзывчивость, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе.
2.Приобщать к русской культуре и ее истокам.
3. Воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться на благо другим людям, чтобы сделать свой родной край еще красивее.
Формы и методы работы:
– Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания.
– Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
– Наблюдения в разное сезонное время.
– Прогулки, путешествия, походы – воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
– Игры природоведческого характера – еще одна возможность вести воспитательную работу экологической направленности. Это и игры-рассуждения «Что было бы? (если бы исчезли все насекомые, птицы и т.д.) и различные виды лото (растения и животные) и игры по типу «Четвертый лишний», «Правильно – неправильно», «Найди животных по следам», «Гнездовья птиц», «Зимние запасы» и многие другие.
– Опытническо – экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать.
– Обязательным компонентом работы в течение года, должны быть природоохранные акции, выставки. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину.
– Так же необходима организация соответствующей предметно – пространственной среды, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.
Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране. К ее истории, прошлому и настояшему, ко всему человечеству. » (академик Д. С. Лихачев)

8. Бердникова Е.А. Презентация дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Из опыта работы.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. «Духовность» (филос. Словарь) рассматривается – как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности.
Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание – одно из самых востребованных понятий.
Но как же правильно преподнести эту тему детям? Конечно же через игру. Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
9. Рязанцева М.И. предоставила видео обзор занятия с воспитанниками по организации «Роль фольклора, праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры своего народа».
10.Острое блюдо
Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в традиционной рубрике “острое блюдо”.
Вопросы острого блюда
1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: “Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру”. Ваши действия?
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
3. “Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок”. Согласны ли вы с этим мнением?
4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.
Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: “Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!” Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: “не трогайте его!”
Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления. Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: “в туалет? – нельзя, надо спать”; “пить? – нет воды”; тем, кто не спит – “буду зашивать глаза”, а если описался – “как не стыдно, такой большой”, или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка. Почему дети равнодушны? – часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.
В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):
– Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Решение педсовета

1.1. Внедрить в работу с дошкольниками предоставленный опыт работы коллег по духовно – нравственному развитию детей дошкольного возраста. Ответственные воспитатели групп. Срок постоянно.
1.2. Запланировать совместные мероприятия с родителями, совершенствуя формы работы по духовно – нравственному воспитанию на 2022-2023 учебный год. Ответственные педагоги ДОУ. Срок до 15.09.2022г.
1.3. Организовать в срок до 30.03.2022 г. конкурсы:
– сюжетно-ролевых игр «Воспитание в сюжетной игре»
– на лучшего экскурсовода среди детей группы и детского сада «Я покажу тебе музей», ответственные воспитатели групп.
1.4. Провести круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы СОШ № 1, СОШ № 2 «Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой». Срок до 30.03.2021.Ответственный педагог – психолог Колтакова С.В.

Литература:
1. Козлова С. А., Ледовских Н. К., Нравственное и трудовое воспитание дошкольников
2. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель.
3. Григорович Л.А. Педагогика и психология.
4. Подласый И.П. Педагогика.

 

.

календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив